Т.В.Житкова, вице-президент Международной ассоциации писателей и публицистов, член Союза писателей России |
НА ПЕРЕДОВОЙ КУЛЬТУРНОГО ФРОНТА В защиту российского мецената Б.И.Булочника
Недавно в электронных СМИ возобновились нападки на Б.И.Булочника, председателя правления Мастер-Банка, известного российского мецената, блестящего организатора, и, вместе с тем, очень обаятельного и скромного человека. Мне представляется, что причины непрекращающихся попыток очернения его деловой и человеческой репутации лежат гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, и их истоки находятся в том пространстве, где происходит невидимое противоборство зла добру, тьмы свету, невежества культуре и т.д. Волею судеб Россия оказалась в эпицентре этого противоборства и доказательством тому служит весь двадцатый век, начавшийся и закончившийся для неё глобальными катастрофами и едва не стерший историческую Россию с лица Земли.
Не раз в истории страна лежала бездыханной, ограбленной, истерзанной, лишенной святынь и опоры для национального духа, но приходило время и из малого сохраненного духовно-культурного зерна рождалась сила, просыпались богатыри и возрождали былую славу России. Так было, то же происходит и сейчас. Трудно разглядеть то самое зерно в то время, когда страна залита грязью бездуховности, когда герои стали не нужны и смешны, когда подтачиваются основы образования, когда культура подменена поп-культурой и главным смыслом жизни стали деньги и удовольствия, причем, любой ценой. Кто-то очень заинтересован подорвать духовные основы России, ее культурное процветание, ее стремление к «Граду нездешнему».
На постсоветском пространстве культурные и научные сферы подверглись сильнейшему разрушению. Без музеев, театров, художественных галерей, библиотек, шедевров зодчества, научных учреждений невозможно сохранить культурное наследие, линию преемственности, обеспечить устойчивое развитие страны. Эти вполне материальные объекты требуют определенных финансовых вложений. В этой связи, любое стремление сохранить, поддержать, а, в отдельных случаях, возродить национальное достояние, оценивается этими «кто-то» как действие враждебное, требующее немедленного пресечения. Под обстрел попадают не только носители культуры, сотрудники учреждений, но и крупные меценаты, коих пока единицы на всю огромную державу.
Б.И.Булочник, как меценат знаменитых учреждений культуры, таких, как Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского и общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, щедро поддерживающий также молодые дарования в области искусства, писателей, поэтов, художников, скульпторов, путешественников, ученых, оказался, пожалуй, на передовой этой тайной, но ожесточенной борьбы.
Борис Ильич Булочник, один из основателей общественного музея имени Н.К.Рериха, внесший огромный вклад в его становление и развитие, является прообразом делового человека будущего – культурного, нравственного, реализующего идеи общего блага. Его высокие представления о культуре находятся в полной гармонии с практической деятельностью, направленной на сохранение и возрождение культурных ценностей, и именно эта гармония позволяет понять, что является главным, определяющим, составляющим смысл и цель жизни. Культура, которую Н.К.Рерих считал главным устоем эволюции, для него не пустой звук, это естественное состояние его духа. Борис Ильич оказывает помощь без саморекламы, какой-либо позы и лишних слов, что придает его меценатской деятельности еще большую значимость и благородство.
Е.И.Рерих писала в одном из писем: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира» [1]. Становится понятным, как неизмеримо и всемирно возрастает роль тех людей, которые служат во имя этого благоденствия. Они созидают среди всеобщего разрушения, понимая, что время разбрасывать камни прошло, настало время их собирать.
Так сложились и реализовались исторические условия, что при смене эпох именно Международный Центр Рерихов (МЦР) хранит зерна Культуры, которые и на этот раз способны возродить Россию и содействовать её расцвету. И это не что иное, как философское и научное наследие Рерихов, переданное в общественный Музей имени Н.К.Рериха Святославом Николаевичем Рерихом. Он был убежден в том, что деятельность Международного Центра Рерихов (до распада СССР – Советского Фонда Рерихов) и общественного музея имени Н.К.Рериха «смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления» [2].
Отвлечемся ненадолго, чтобы заглянуть в недавнюю историю, связанную с судьбой наследия Рерихов в России. Вот что интересно: два родных брата, Юрий и Святослав Рерихи, привезли в Россию две части наследия своих родителей, Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, но дальнейшая судьба каждой из этих частей сложилась по-разному. Первая хранилась на московской квартире Ю.Н.Рериха, знаменитого ученого-востоковеда, уникального лингвиста, этнографа, историка, вернувшегося в СССР из Индии в 1957 году вместе с первой частью наследия родителей и согласно их воле. Большую часть привезенного в Москву художественного наследия своего отца, т.е. более 350 картин, Ю.Н.Рерих передал на хранение в Русский музей (г. Ленинград) при условии постоянного экспонирования и нераздельности коллекции, надеясь, что государство выполнит данное ему обещание и создаст музей имени Рериха. Что мы имеем на сегодняшний день? Коллекция раздроблена: большая часть осталась в Русском музее и пылится в запасниках (в экспозиции только 10-12 полотен), а 60 полотен переданы в Новосибирскую картинную галерею (ныне Художественный музей)...
Чем закончилась интрига государственных чиновников с наследием Рерихов, оставшимся после скоропостижной кончины Ю.Н.Рериха в 1960-м году в его московской квартире и к распоряжению которым С.Н.Рериха, его младшего брата, так и не подпустили, сейчас хорошо известно – полным разграблением. А это были уникальные восточные коллекции, собрание редких древних книг, дневники, рукописи, письма, более ста картин – все, что было создано, собрано, обдумано за время уникальной Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Обращения МЦР в высокие инстанции игнорировались, и спасти уникальные коллекции не удалось. Таковыми оказываются на деле попечение и забота государства о сохранении культурного достояния страны, питающего своими невидимыми соками дух народа, его силу и будущую славу.
Святослав Николаевич Рерих, выдающийся художник, естествоиспытатель, глубокий мыслитель и основатель ряда культурных учреждений, предчувствуя и предвидя подобный печальный исход с хранившейся у него в Бангалоре (Индия) второй частью творческого наследия родителей, поставил М.С.Горбачеву при личной встрече одно важное условие, при выполнении которого он передаст его в Россию: наследие Рерихов должно храниться в общественном музее имени Н.К.Рериха. Условие было принято и получены государственные гарантии. Что же случилось дальше? А дальше случилось то, что с момента вылета самолета с наследием из Бангалора, а, скорее, даже и раньше, начались новые интриги государственных чиновников, желавших заполучить над богатейшим наследием Рерихов прямой контроль. Именно в этой части наследия оказался фамильный архив Рерихов, уникальные записи бесед Е.И.Рерих с её духовным Учителем, которые легли в основу создания серии знаменитых книг, известных теперь как Живая Этика, или философия Космической реальности. Поскольку свободомыслие в тоталитарном государстве, коим был СССР, находилось под запретом, этот архив тем более представлял серьезную опасность для власть имущих. Ну и, конечно, большая коллекция картин отца и сына Рерихов вызывала нескрываемый меркантильный интерес, все это очевидно.
Между тем, благодаря усилиям известного дипломата и будущего президента МЦР Ю.М.Воронцова, стойкости, мудрости и мужеству Л.В.Шапошниковой, Генерального директора будущего музея имени Н.К.Рериха, непосредственно занимавшейся принятием наследия и летевшей вместе с драгоценным даром в грузовом отсеке самолета из Индии в Москву, ящики с наследием были доставлены в заранее подготовленное в усадьбе Лопухиных хранилище. Это была первая большая победа в череде будущих немалых побед.
Но как же в дальнейшем сложилась судьба этой части наследия Рерихов, переданного в общественный музей, а не на попечение государственных чиновников? На удивление удачно. Несмотря на постоянные покушения изъять это наследие и усадьбу Лопухиных у МЦР, оно не только не разграблено, но приумножено, оно изучается и развивается, оно доступно – каждый может придти в общественный музей и увидеть своими глазами, прочувствовать, продумать и ощутить мир Рерихов, красоту их помыслов, утонченность сознания, устремленность и безграничную преданность делу, которому они посвятили всю жизнь.
Международный Центр Рерихов и его общественный музей имени Н.К.Рериха стали заметным явлением в мировом культурном пространстве, о чем свидетельствуют не только национальные и международные награды в области охраны культурного наследия, но и большой интерес к международному выставочному проекту «Пакт Рериха: история и современность», с успехом презентованному в 2013-м году в отделении ООН в Женеве и продолжающему свой путь в странах Латинской Америки. МЦР приступает к еще одному крупному международному проекту – развитию музейно-мемориального комплекса и возобновлению работы созданного Рерихами Гималайского института научных исследований «Урусвати» (штат Химачал Прадеш, Индия), что потребует проведения реставрационных работ в усадьбе Рерихов в Кулу. Следует отметить и то, что МЦР является главным мировым научным центром исследования проблем космического мышления, изучения и развития идей философии Космической реальности – Живой Этики.
Трудно переоценить роль Б.И.Булочника во всем, что касается Международного Центра Рерихов.
Борис Ильич Булочник – это тот человек, который помог Международному Центру Рерихов в самый трудный момент, в начале девяностых годов прошлого века, на переломе исторического процесса развития России, когда Советский Фонд Рерихов (так назывался в то время Международный Центр Рерихов) остался без обещанного государственного финансирования (кстати сказать, за всю историю существования МЦР государственной помощи так и не последовало). Усадьба Лопухиных лежала в руинах, разграбленная и не пригодная ни для музейного, ни для какого-либо другого использования. Борис Ильич помог превратить сущие развалины в красивый архитектурный ансамбль, ставший одной из жемчужин музейного треугольника недалеко от стен древнего Кремля. Была проведена не только научная реставрация, но и восстановлено Красное крыльцо палат XVII-го века. Теперь будущие архитекторы изучают в усадьбе Лопухиных основы реставрации.
Б.И.Булочник – тот человек, благодаря которому ухоженные залы общественного Музея имени Рериха имеют возможность экспонировать практически весь объем наследия Рерихов, переданного Святославом Николаевичем. В усадьбе располагаются современное, хорошо оснащенное хранилище, архив, помещения для работы многочисленных отделов, научная библиотека и т.д.
Борис Ильич неустанно заботится о пополнении художественных и научных коллекций музея. Он передал в общественный музей на постоянное хранение более трех сотен полотен и рисунков Рерихов, приобретенных на аукционах и у частных лиц. Цены продаж картин Рерихов известны, и потому можно представить величину этого бескорыстного и во всех отношениях бесценного дара, как для Музея имени Н.К.Рериха, так и для Российского государства в целом.
Благодаря Борису Ильичу МЦР осуществляет активную публикаторскую деятельность, выпуская в свет художественные, научно-философские издания на самом высоком содержательном и полиграфическом уровне. Широкая выставочная, концертная, просветительская деятельность стала возможной тоже благодаря поддержке Б.И.Булочника.
Пример МЦР – это пример плодотворного сотрудничества общественности и мецената, наглядно демонстрирующий тот факт, что подобная кооперации может дать значительно больший результат для сохранения национального достояния, чем вся негибкая и неприспособленная пока к новому времени государственная машина.
Две части наследия – две судьбы. Вывод напрашивается сам собой. Но, как говорится, инициатива наказуема. Вместо благодарности – получите очередную порцию шельмования.
Так случилось, что новый виток нападок на Б.И.Булочника совпал с одним интересным событием. Судебная коллегия Мосгорсуда 14 июня 2013 года оставила без рассмотрения апелляционную жалобу Государственного музея Востока (ГМВ), поддержанную Министерством культуры РФ, относительно решения Хамовнического районного суда г. Москвы от 24 ноября 2011 года, установившего факт принятия Международным Центром Рерихов наследства С.Н.Рериха. Не буду останавливаться на причинах этой многолетней, почти детективной истории, она хорошо освещена в СМИ, а также в шести объемных сборниках статей, написанных в защиту Рерихов и МЦР. Важно упомянуть лишь о том, что ГМВ не только изначально выступал против создания общественного музея, но до сих пор удерживает коллекцию из 288 полотен Николая и Святослава Рерихов, предназначенную Святославом Николаевичем для общественного музея в качестве основы его художественной экспозиции. Более того, в попытках разных сил тем или иным способом заполучить вторую часть наследия Рерихов, хранящуюся в усадьбе Лопухиных, ГМВ играет не последнюю роль.
Неудавшийся демарш не остановил соискателей этой части наследия Рерихов. В конце июля, в электронных СМИ снова поднимается тема Мастер-Банка и его руководителя. Понятна подоплека этой акции. Вряд ли какие-то серьезные структуры стали бы заниматься такими важными вопросами, лето – время отпусков. А вот кинуть наживку для так называемых «рериховцев» и спровоцировать их на какую-нибудь очередную акцию – почему бы и нет. Любой, кто поможет выбить финансовую опору МЦР, для них уже – свой. И, действительно, скандальные материалы годичной давности тут же возникают и на некоторых «рериховских» форумах. Если вы подумаете, что завсегдатаи форумов защищали мецената МЦР, создавшего все условия для сохранения второй части наследия Рерихов, то вы глубоко ошибетесь. Не считая единиц, все они порочат честь, достоинство и деловую репутацию Б.И.Булочника, и это большая загадка для тех, кто, как говорится, «не в теме».
У власть имущих, отдельных государственных чиновников и частных лиц, у ГМВ и даже у Церкви есть свои идеологические, корыстные, а также другие причины бороться с МЦР. Но вот какой вопрос регулярно задают люди, не посвященные в перипетии этой борьбы: «Почему с МЦР борются рериховцы?» Действительно, почему?
Почему они не испытывают радости от того, что в очередной раз отбиты атаки желающих поживиться за чужой счет, обогатить себя, а не общество, удачно перепродать или сдать в аренду собственность, в которую они не вложили ни копейки, украсить свои усадьбы картинами Рерихов, спрятав их навсегда от взоров миллионов почитателей со всего мира?
Почему они не протестуют, когда архивы и картины Рерихов из Музея Рериха в Нью-Йорке распродаются, как на аукционах, так и в частные руки? Это при том, что Рерихи всегда были за неделимость коллекций, переданных ими в тот или иной музей, ибо, как можно предположить, каждая из них была собрана с определенной мыслью, и потеря какой-либо части разрушала внутреннюю архитектуру коллекции.
Почему они не протестуют, когда ГМВ вот уже более 20 лет отказывается возвращать почти три сотни картин, принадлежащие по завещанию С.Н.Рериха общественному Музею имени Н.К.Рериха?
Что движет этими людьми, когда они с наслаждением забрасывают камнями бессменного руководителя общественного музея, академика, заслуженного деятеля искусств РФ Людмилу Васильевну Шапошникову? Что здесь есть от культуры, которая была главной темой творчества Рерихов, ибо нет другого пути в будущее, нет другого пути, который бы уничтожил войны, разделение и непонимание между народами и отдельными людьми?
Как могут они вообще называть себя рериховцами после того, как с восторгом поддержали докторскую диссертацию В.А.Росова, кстати, руководителя отдела наследия Рерихов в ГМВ, опорочившую Рериха настолько, что все, кому не хватало аргументов, со страстью бросились терзать имя великого художника и мыслителя, низводя его до уровня предателя, геополитика, человека без принципов и совести?
Ответ лежит на поверхности. Вероятно, эти псевдо-рериховцы тоже не прочь половить рыбку в мутной воде. Чего они хотят? На форуме Фонда Культуры «Зов» (название тоже вызывает недоумение) некто «Квазар» требует от юристов, журналистов и деятелей рериховского движения свергнуть «мракобесов МЦР», он считает, что «богохульная секта МЦР» должна быть «ликвидирована», а наследие передано государству, поэтому он призывает всех писать властям – от Президента до Патриарха – в суды, СМИ и т.д.
А почему так происходит, спросите вы, какова причина истерики? Ответ у того же «Квазара»: «МЦР удерживает у себя ценнейшие материалы». И потому МЦР для него, для люфтов, энтиных, росовых, андреевых и всех остальных – «враг». И Б.И.Булочник, поддерживающий МЦР, тоже – враг. Вот и вся культура, вся философия и темная бездна сознания. Воинствующее невежество во всей своей красе.
Не дает покоя им и логотип Мастер-Банка. Что можно на это ответить? Есть вещи, о которых не говорят, их надо понимать. Бесспорно, что письма Елены Ивановны Рерих вдумчиво не прочитаны. Когда белое принимается за черное, а высшее за низшее, оперативно помочь вряд ли возможно.
Мудрые судят о человеке по делам. Время выберет мудрых, а они отделят зерна от плевел и воздадут должное подвижникам, в мятежное время борьбы старого мышления с новым, вынесшим на своих плечах всю тяжесть построения светлого здания культуры, всю тяжесть борьбы, клеветы и предательств. Таких будет немало, и среди них, в первых рядах, будут стоять Л.В.Шапошникова и Б.И.Булочник. Нападки недругов, помимо всего прочего, создают прекрасное обрамление светлым начинаниям и успешному строительству. И потому – слава Героям!
Август, 2013 год