16 марта 2025 года в Библиотеке №4 «Горелово» (ул. коммунаров, д. 118/1), в рамках проходящей здесь выставки Санкт-Петербургского отделения МЦР «Рабиндранат Тагор – Вестник индийской культуры», состоялась одноименная лекция, которую прочитала сотрудник отделения Т.В. Александрова. Она рассказала слушателям о содержании выставки, а также о жизни и деятельности Рабиндраната Тагора (1861-1941), лауреата Нобелевской премии, всемирно известного поэта Индии, писателя и драматурга, композитора и художника, видного международного общественного деятеля, просветителя и философа-гуманиста.
Тагор родился в Калькутте 6 мая 1861 г. и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье. В детстве он много читал, с восьми лет начал писать стихи. Учился сначала дома, затем в частных школах, в том числе в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучал бенгальскую историю и культуру. Во время путешествия с отцом по северу Индии в 1873 г. огромное впечатление на него произвели красота этого края, богатство многовекового культурного наследия индийского народа.
В 1878–1880 гг. Тагор изучал право в Университетском колледже Лондона, занимался музыкой и литературой. Не закончив курса обучения, он возвратился в Калькутту. Здесь пробует себя в музыке – в музыкальной драме «Гений Вальмики» (1881), в которой индийские национальные мелодии сочетаются с ирландскими народными напевами. Также Тагор – автор многочисленных популярных лирических песен на собственные тексты.
В 1901 г. Тагор переехал в семейное поместье Шантинекитон под Калькуттой, где открыл школу для детей. Тагор сочетает преподавание с занятиями литературой; пишет не только стихи, но и повести и романы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики. Деятельность Р. Тагора в просвещении Индии трудно переоценить. Он считал его основным средством обновления общества и возрождения индийской культуры. Будучи педагогом, Рабиндранат Тагор делал упор на идею универсального и целостного образования, которую он последовательно проводил в жизнь в основанной им школе «Патха-Бхавана» в Шантиникетане. В 1918 году Рабиндранат Тагор создает здесь университет «Вишва-Бхарати» с целью сделать его местом, где «мираж географических границ исчезает хотя бы в одном месте Индии».
Начиная с 1920-х, в течение следующих 30 лет Тагор совершал поездки в Европу, США, Южную Америку, на Ближний Восток. В 1930 г. он посетил СССР. В своей книге «Письма о России» (1931) Рабиндранат Тагор дал высокую оценку достижениям и энтузиазму советских людей в различных областях и особенно в сфере просвещения.
В возрасте 68 лет Тагор начал заниматься живописью – преимущественно акварелью и рисунком. «Я поддался чарам линий…» — говорил он впоследствии. Витиеватыми узорами Тагор заполнял зачеркнутые места на страницах своих рукописей. В итоге – эти узоры превращались в картины. Его выставки проходили в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве и др. Живописные и графические работы Тагора, исполненные в свободной манере, созерцательно-философские по настроению, оказали влияние на развитие индийского искусства ХХ в.
Говоря о связях Р. Тагора со многими выдающимися людьми его эпохи, нельзя не вспомнить его встречу в Лондоне в 1920 году с Н.К. Рерихом, петербуржцем, великим русским художником и мыслителем. Николай Константинович писал: «Мечталось увидеть Тагора, и вот поэт самолично в моей мастерской... в Лондоне в 1920-м году. <...> А в это самое время писалась индусская серия -панно «Сны Востока». Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помним, как прекрасно вошёл он и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца».
Творческая и общественная деятельность Тагора дали мощный импульс развитию не только бенгальской, но и индийской культуры в целом. Его яркая подвижническая жизнь – это горячий призыв к взаимопониманию, международному сотрудничеству и культурному единству всех народов земли.
Тагор родился в Калькутте 6 мая 1861 г. и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье. В детстве он много читал, с восьми лет начал писать стихи. Учился сначала дома, затем в частных школах, в том числе в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучал бенгальскую историю и культуру. Во время путешествия с отцом по северу Индии в 1873 г. огромное впечатление на него произвели красота этого края, богатство многовекового культурного наследия индийского народа.
В 1878–1880 гг. Тагор изучал право в Университетском колледже Лондона, занимался музыкой и литературой. Не закончив курса обучения, он возвратился в Калькутту. Здесь пробует себя в музыке – в музыкальной драме «Гений Вальмики» (1881), в которой индийские национальные мелодии сочетаются с ирландскими народными напевами. Также Тагор – автор многочисленных популярных лирических песен на собственные тексты.
В 1901 г. Тагор переехал в семейное поместье Шантинекитон под Калькуттой, где открыл школу для детей. Тагор сочетает преподавание с занятиями литературой; пишет не только стихи, но и повести и романы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики. Деятельность Р. Тагора в просвещении Индии трудно переоценить. Он считал его основным средством обновления общества и возрождения индийской культуры. Будучи педагогом, Рабиндранат Тагор делал упор на идею универсального и целостного образования, которую он последовательно проводил в жизнь в основанной им школе «Патха-Бхавана» в Шантиникетане. В 1918 году Рабиндранат Тагор создает здесь университет «Вишва-Бхарати» с целью сделать его местом, где «мираж географических границ исчезает хотя бы в одном месте Индии».
Начиная с 1920-х, в течение следующих 30 лет Тагор совершал поездки в Европу, США, Южную Америку, на Ближний Восток. В 1930 г. он посетил СССР. В своей книге «Письма о России» (1931) Рабиндранат Тагор дал высокую оценку достижениям и энтузиазму советских людей в различных областях и особенно в сфере просвещения.
В возрасте 68 лет Тагор начал заниматься живописью – преимущественно акварелью и рисунком. «Я поддался чарам линий…» — говорил он впоследствии. Витиеватыми узорами Тагор заполнял зачеркнутые места на страницах своих рукописей. В итоге – эти узоры превращались в картины. Его выставки проходили в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве и др. Живописные и графические работы Тагора, исполненные в свободной манере, созерцательно-философские по настроению, оказали влияние на развитие индийского искусства ХХ в.
Говоря о связях Р. Тагора со многими выдающимися людьми его эпохи, нельзя не вспомнить его встречу в Лондоне в 1920 году с Н.К. Рерихом, петербуржцем, великим русским художником и мыслителем. Николай Константинович писал: «Мечталось увидеть Тагора, и вот поэт самолично в моей мастерской... в Лондоне в 1920-м году. <...> А в это самое время писалась индусская серия -панно «Сны Востока». Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помним, как прекрасно вошёл он и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца».
Творческая и общественная деятельность Тагора дали мощный импульс развитию не только бенгальской, но и индийской культуры в целом. Его яркая подвижническая жизнь – это горячий призыв к взаимопониманию, международному сотрудничеству и культурному единству всех народов земли.