Новости отделения

Лекция-экскурсия по выставке «Пакт Рериха – Мир через Культуру», экспонируемой СПб отделением МЦР в Библиотечно-культурном комплексе им. А.В.Молчанова

15 октября 2024 года в Библиотечно-культурном комплексе им. А.В.Молчанова (г. Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 115) состоялась лекция-экскурсия по экспонируемой здесь выставке Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру», приуроченной к 150-летию со дня рождения великого русского художника, ученого, мыслителя, путешественника, международного общественного деятеля Н.К.Рериха. Перед собравшимися – студентами Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и посетителями библиотеки выступила сотрудник отделения Т.В.Александрова.

Экспозиция продолжает основную идею Н.К.Рериха, выраженную в словах: «Все мечтают о мире, о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через Культуру. Мир через Культуру – наш постоянный девиз». Рерихи считали, что последовательно расширяя пространство культуры, человечество тем самым сужает пространство войн и вооруженных конфликтов, так как устраняет причины их возникновения.

Т.В.Александрова рассказала о детских годах Н.К.Рериха, его обучении в Императорской Академии Художеств (1893–1897) под руководством А.И.Куинджи; на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1893–1898). В числе преподавателей Н.К.Рериха в университете особого внимания заслуживает Ф.Ф.Мартенс, с гуманистическими идеями которого у Рериха в дальнейшем, при разработке международного договора о защите культурных ценностей, прослеживается прямая преемственность.

В 1903-1904 гг. Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной совершили большое путешествие «по сорока городам от Казани и до границы литовской». Среди них Ярославль, Владимир, Ростов, Суздаль, Юрьев-Польский, Смоленск и многие другие. «...Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных...», – писал Н.К.Рерих. Путешествие послужило началом широкой общественной деятельности Рериха в защиту культуры.

Слушатели узнали об активной борьбе Н.К.Рериха против разрушения памятников культуры в России в начале ХХ века. Призывая государство активно участвовать в охране памятников истории и культуры, Рерих обращает внимание на важную роль в этом общественности, как единственной силы, способной охранить «святыни народные»; о бедствиях и разрушениях, принесенных Первой мировой войной, явившейся переломным моментом не только в судьбе России, но и всей человеческой цивилизации. Война нанесла существенный ущерб культурным ценностям и памятникам Европы и выявила острую необходимость особой охраны памятников в период военных действий.

Выражая протест против разрушений Первой мировой войны в 1914 г. художник пишет картины «Град обреченный», «Зарево», плакат «Враг рода человеческого», призывающие воюющие стороны к охране ценностей культуры; следуют его обращения к правительствам России и других стран о необходимости заключения специальных международных соглашений, обеспечивающих защиту памятников культуры во время военных действий; в 1915 г. Н.Рерих направляет доклад императору Николаю II с призывом принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ России.

После масштабной Центрально-Азиатской экспедиции, в 1929 году совместно с известными европейскими юристами – доктором Георгием Шклявером и профессором Жоффре де Ла Праделем Рерих вновь выдвигает идею защиты исторических памятников и культурного наследия, создает проект международного Договора. В 1930 году он обращается ко всему миру с призывом неотложно обсудить вопрос защиты исторических памятников, учреждений науки и культуры. В течение двух лет состоялись две международные конференции в Брюгге (Бельгия). Этот призыв был поддержан многими странами.

Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха), созданный по инициативе Н.К.Рериха, был подписан 15 апреля 1935 года в Белом Доме Соединенными Штатами Америки и представителями 20 американских республик. Отличительной особенностью этого международного договора является его направленность на защиту объектов культуры не только в военное, но и в мирное время. Он включает не только защиту объектов культуры, но и их персонал. В рамках Договора (ст. 3) был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный флаг для идентификации объектов охраны, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, получивший всемирную известность как Знамя Мира.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н.Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Используя образы русской истории, он создает картины «Земля славянская», «Князь Игорь», «Победа», «Александр Невский», символизирующие победу русского народа.

Пакт Рериха стал основой современной международно-правовой системы защиты культурных ценностей. Его принципы и нормы нашли отражение в международных конвенциях и протоколах, направленных на охрану культурного наследия.

Пакт Рериха стал основанием для создания и деятельности ЮНЕСКО, принятия Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов и двух протоколов к ней (1954 и 1999 гг.), а также других документов ООН и ЮНЕСКО, направленных на сохранение объектов культурного наследия.

Особую актуальность идеи Пакта Рериха приобретают в современном мире, когда вооруженные конфликты наносят мировому культурному наследию непоправимый урон.

В конце XX и начале XXI века мы стали свидетелями значительных потерь мировых памятников культуры: драматические события в Афганистане, Ираке, Югославии, Ливии, Египте, Сирии и др., где в ходе вооруженных конфликтов было безжалостно уничтожено бесценное древнейшее культурное наследие планеты, составляющее историческую память всего человечества. Выставочный проект призывает к объединению усилий мирового сообщества в деле сохранения и защиты культурного достояния человечества.

Т.В.Александрова рассказала о масштабной деятельности Международного Центра Рерихов по утверждению идей Пакта Рериха в мире и реализации с этой целью различных международных проектов: «Знамя Мира на Земле и в космосе»; «Пакт Рериха. История и современность»; «Пакт Рериха – Мир через Культуру»; других общественно-научных акций и проектов МЦР, проходящих под знаком Знамени Мира и напоминающих людям о необходимости действий по защите культуры.