Новости отделения

Лекция «Художественное объединение "Мир искусства"» в библиотеке «На Морской» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

21 января 2025 г. в библиотеке «На Морской» Василеостровского района Санкт-Петербурга (Морская наб., д. 17) состоялась лекция «Художественное объединение "Мир искусства"», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.

Художественное объединение «Мир искусства» возникло в 1998 году. «Мир искусства» – это название художественных выставок, журнала, а также объединения художников, музыкантов, литераторов и других деятелей русской культуры рубежного времени. У истоков объединения стоят фигуры мецената и знатока искусств Сергея Дягилева и художника Александра Бенуа. Кроме них в основное ядро «Мира искусства» входили Е. Лансере, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский , А. Остроумова-Лебедева. В разные годы в работе объединения участвовали И. Билибин, А. Головин, Н. Рерих, В. Серов, И. Грабарь, К. Коровин, М. Нестеров, братья Васнецовы, М. Врубель, К.Ф. Юон, М.В. Якунчикова и многие другие художники.

Движение издавало и одноименный журнал, впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени. Первый номер журнала «Мир искусства» вышел в ноябре 1898 г., став настоящим культурным событием, объединив молодых художников и поэтов-символистов, которые отвергали традиции академического искусства и передвижничества.

Под эгидой журнала «Мир искусства» с 1899 по 1903 гг. прошло пять выставок. Их тщательно готовили, продумывали, декорировали. Они отличались от передвижных и академических выставок особой праздничной атмосферой, развеской. Мирискусники заложили эстетические принципы выставочной деятельности в России.

Также в лекции был отмечен большой вклад участников объединения в расцвет искусства графики и книги, портрета, декоративно-прикладного, монументально-декорационного, театрального искусства эпохи модерна, в основе которого лежит идея синтеза искусств. Наивысшим расцветом театрально-декорационной деятельности участников объединения явилось оформление спектаклей в знаменитых «Русских сезонах» С. Дягилева в Европе.

Основная цель творчества в понимании участников «Мира искусства» – красота в субъективном понимании художника, в сочетании с идеей о том, что художественное творчество призвано эстетически изменить окружающую действительность. Художникам «Мира искусства» были присущи декоративность, стилизация, изящная орнаментальность; обращение в своем творчестве к прошлым эпохам и прочтение их глазами и умом современного человека.

В лекции была рассмотрена деятельность Н.К. Рериха как участника и члена объединения, который впервые показал свои произведения, выполненные в 1900–1902 гг. на выставке «Мир искусства» в Москве в 1902 году и в начале 1903 года на двух выставках объединения в Петербурге. В заключение была освещена история объединения на втором этапе – с 1910–1924, в условиях изменившейся художественной ситуации в России и появления новых группировок с другими установками и взглядами на развитие искусства. Председателем объединения в 1910-1913 г. был избран Н.К. Рерих, который на этом этапе возглавил движение по возрождению организации и возобновлению выставочной деятельности.

Художественное объединение «Мир искусства» сыграло важную роль в русской культуре рубежа XIX-XX века, придав ей импульс к обновлению и оказав большое влияние на развитие русского символизма, модерна, авангарда. Художники этого объединения оставили обширное наследие, которое и поныне сохраняет огромное художественное значение.