10 июня 2025 г. в библиотеке им. Д.С. Лихачева (г. Санкт-Петербург, пр. Тореза, д. 32) состоялась лекция «Прорыв к нетленной красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля». Мероприятие провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.
Лекция посвящена жизни и творчеству одного из самых выдающихся и узнаваемых русских художников конца XIX – начала XX века, вестнику нового искусства, мечтателю и чудесному провидцу «нездешних стран» Михаилу Врубелю (1856–1910). Деятельность художника была освещена на фоне культурно-исторической жизни России того времени. Творения Врубеля насыщены исканиями переломной рубежной эпохи, ее тревогами и надеждами. Художник раскрыл мятежные порывы времени в напряженно-трагичных и величавых образах.
Обширна карта его жизни: Омск, где он родился; Одесса и Петербург, где учился; Киев, Италия, Швейцария, Москва; снова Петербург, где ушел из жизни.
Творческий гений Михаила Врубеля остается едва ли ни самой большой загадкой в истории русской живописи. Универсальный художник, он был неутомимым тружеником, создававшим шедевры в живописи и графике, прекрасные монументально-декоративные панно и декоративную скульптуру, занимался витражами, театрально-декорационной живописью и даже архитектурными проектами.
В своем творчестве Врубель обращался к традициям Византии, Возрождения, Востока, классическим образцам Западной Европы, русскому народному искусству, для каждой из эпох обнаруживая совершенно новые, ни на что не похожие решения. Его произведения связаны с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, музыкой Н.А. Римского-Корсакова, с деятельностью художественного Абрамцевского кружка и талашкинскими мастерскими, с философией Канта и его последователей, с образами Шекспира и Гете. Европейскую известность Врубелю принесли участие в выставочной деятельности объединения «Мир искусства» и ряд успешных выступлений на международных выставках.
В лекции были кратко рассмотрены особенности искусства Врубеля – рисовальщика и колориста, характерные стороны его творческого метода, отмеченные многими исследователями: прирожденный пластицизм, особенности языка красок, линий и форм; романтика и символика образотворчества в его произведениях, устремление к метафоре и иносказанию, пристрастие к мифу, сказке, былине и др.
Также было уделено внимание философским взглядам Врубеля, заключающимся в его своеобразном символистском подходе к видению и изображению мира; в поиске скрытых смыслов и духовных переживаний; в стремлении художника через искусство выразить сложные вопросы бытия, заглянуть в глубины человеческой души, исследовать в ней соотношение добра и зла, любви и взыскующего разума; передать свое понимание сложного и противоречивого мира, часто через призму трагического и загадочного. Для передачи сложных идей Врубель часто использовал символы, например, «Демон» отражает его понимание двойственности человеческой натуры, символизирует мятежный дух, внутреннюю борьбу и страдание.
Наследие Михаила Врубеля включает в себя причудливые и загадочные произведения, в том числе знаменитые картины «Демон сидящий», «Демон поверженный», «К ночи», «Царевна-лебедь», «Богатырь», завораживающую «Сирень», великолепные декоративные панно «Принцесса Грёза», «Утро», «Испания» и др., в которых глубокий традиционализм нашел оригинальное новаторское воплощение.
Творчество Врубеля уже при жизни художника вызывало множество споров и противоречивых оценок; у него были как преданные сторонники, так и непримиримые противники. Искусствоведческая полемика о Врубеле не прекращается до сих пор. Не все задуманное мастеру удалось завершить. Слишком часто его высокие замыслы ломались о реальность, как тело его Демона о каменистую землю. Но трагическая судьба художника только усилила выразительность его неповторимого творчества, ставшего самостоятельным явлением в истории русского и мирового искусства.
Лекция посвящена жизни и творчеству одного из самых выдающихся и узнаваемых русских художников конца XIX – начала XX века, вестнику нового искусства, мечтателю и чудесному провидцу «нездешних стран» Михаилу Врубелю (1856–1910). Деятельность художника была освещена на фоне культурно-исторической жизни России того времени. Творения Врубеля насыщены исканиями переломной рубежной эпохи, ее тревогами и надеждами. Художник раскрыл мятежные порывы времени в напряженно-трагичных и величавых образах.
Обширна карта его жизни: Омск, где он родился; Одесса и Петербург, где учился; Киев, Италия, Швейцария, Москва; снова Петербург, где ушел из жизни.
Творческий гений Михаила Врубеля остается едва ли ни самой большой загадкой в истории русской живописи. Универсальный художник, он был неутомимым тружеником, создававшим шедевры в живописи и графике, прекрасные монументально-декоративные панно и декоративную скульптуру, занимался витражами, театрально-декорационной живописью и даже архитектурными проектами.
В своем творчестве Врубель обращался к традициям Византии, Возрождения, Востока, классическим образцам Западной Европы, русскому народному искусству, для каждой из эпох обнаруживая совершенно новые, ни на что не похожие решения. Его произведения связаны с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, музыкой Н.А. Римского-Корсакова, с деятельностью художественного Абрамцевского кружка и талашкинскими мастерскими, с философией Канта и его последователей, с образами Шекспира и Гете. Европейскую известность Врубелю принесли участие в выставочной деятельности объединения «Мир искусства» и ряд успешных выступлений на международных выставках.
В лекции были кратко рассмотрены особенности искусства Врубеля – рисовальщика и колориста, характерные стороны его творческого метода, отмеченные многими исследователями: прирожденный пластицизм, особенности языка красок, линий и форм; романтика и символика образотворчества в его произведениях, устремление к метафоре и иносказанию, пристрастие к мифу, сказке, былине и др.
Также было уделено внимание философским взглядам Врубеля, заключающимся в его своеобразном символистском подходе к видению и изображению мира; в поиске скрытых смыслов и духовных переживаний; в стремлении художника через искусство выразить сложные вопросы бытия, заглянуть в глубины человеческой души, исследовать в ней соотношение добра и зла, любви и взыскующего разума; передать свое понимание сложного и противоречивого мира, часто через призму трагического и загадочного. Для передачи сложных идей Врубель часто использовал символы, например, «Демон» отражает его понимание двойственности человеческой натуры, символизирует мятежный дух, внутреннюю борьбу и страдание.
Наследие Михаила Врубеля включает в себя причудливые и загадочные произведения, в том числе знаменитые картины «Демон сидящий», «Демон поверженный», «К ночи», «Царевна-лебедь», «Богатырь», завораживающую «Сирень», великолепные декоративные панно «Принцесса Грёза», «Утро», «Испания» и др., в которых глубокий традиционализм нашел оригинальное новаторское воплощение.
Творчество Врубеля уже при жизни художника вызывало множество споров и противоречивых оценок; у него были как преданные сторонники, так и непримиримые противники. Искусствоведческая полемика о Врубеле не прекращается до сих пор. Не все задуманное мастеру удалось завершить. Слишком часто его высокие замыслы ломались о реальность, как тело его Демона о каменистую землю. Но трагическая судьба художника только усилила выразительность его неповторимого творчества, ставшего самостоятельным явлением в истории русского и мирового искусства.