Новости отделения

Лекция «Прорыв к нетленной Красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля» в библиотеке №4 Невского района «На Троицком поле»

9 февраля 2025 г. в библиотеке №4 Невского района «На Троицком поле» (г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, 135), состоялась лекция «Прорыв к нетленной Красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.

Она рассказала слушателям о жизни и творчестве одного из самых значительных русских художников рубежа XIX–XX веков, прославившего своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве – М.А.Врубеле.

Врубель был новатором, во многом опередившим свое время. Художник мечтал создать гениальные произведения, «непременно сказать что-то новое»; стремился «иллюзионировать душу» современников, создавая величественные образы, вдохновленные народным эпосом, Библией, а также произведениями Шекспира, Лермонтова, Пушкина.

Михаил Врубель родился в Омске 17 марта 1856 года в семье военного юриста Александра Михайловича Врубеля. Мать Миши умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича часто переезжала из города в город, где Михаил занимался в рисовальных школах и с частными учителями в Петербурге, Саратове, Одессе и др.

В 1880-м году Врубель становится студентом Академии художеств, учится рисунку в мастерской П. Чистякова, дружит с учениками Академии В. Серовым и В. Дервизом, пользуется советами И. Репина. В 1884-м году Врубель, не окончив Академию, принял предложение А. Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи в древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Также он выполняет эскизы для неосуществленных росписей Владимирского собора в Киеве.

В 1889-м году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Он становится участником кружка известного мецената и предпринимателя С. Мамонтова, руководит работой керамических мастерских в Абрамцеве. На Всемирной выставке в Париже (1900) Врубель награждается медалью за декоративную облицовку камина. Он оформляет спектакли Русской частной оперы С. Мамонтова.

В конце декабря 1895 г. вместе с труппой Врубель уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой. Для Московской частной оперы Саввы Мамонтова Врубелем написаны декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела.

К лучшим произведениям Врубеля относятся его работы «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), «Демон сидящий» (1890), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н.И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Портрет сына художника» (1902) и многие другие. Русская тема у М.А. Врубеля нашла ёмкое отображение в таких шедеврах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895–1896) «Царевна-Лебедь» (1900) и др.

Глубоко и проникновенно сказал о произведениях М. Врубеля Н.К. Рерих: «...Сами прелести случайностей жизни бездонно напитали вещи Врубеля, прелести случайные, великие лишь смыслом красоты. Какая-то необъятная сказка есть в них; и в «Царевне-Лебеди», и в «Восточной сказке», полной искр, ковров и огня, и в «Пане» с этими поразительными глазами, и в демонах, и во всей массе удивительно неожиданных мотивов. Таинственный голубой цветок живёт в этом чистом торжестве искусства».

Михаил Александрович Врубель умер 14-го апреля 1910 года. Поэт Александр Блок сказал над могилой художника: «Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать».