Новости отделения

Лекция «Художественное объединение «Мир искусства» в библиотеке №5 «Гармония»

26 марта 2025 г. в библиотеке №5 «Гармония» (г. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 122, к.1) состоялась лекция «Художественное объединение «Мир искусства», которую прочитала для студентов колледжа Петербургской моды сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Т.В. Александрова.

«Мир искусства» (1898 – 1924) – объединение русских художников, созданное в Петербурге в конце XIX века, заявившее о себе одноименными литературно-художественным журналом (1899 –1904) и выставками (последняя состоялась в Париже в 1927 году). Общество художников «Мир искусства» возникло и существовало в Петербурге с 1898 по 1904 годы, и вновь возродилось в 1910 году.

Объединение художников «Мир искусства» оформилось в конце 1890-х гг. в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Помимо основного ядра (Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансерс, А.П. Остроумова-Лебедева, К.А. Сомов). «Мир искусства» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И.Я. Билибин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, В.А. Серов и др.). В выставках «Мира искусства» участвовали М.А. Врубель, И.И. Левитан, М.В. Нестеров и др.
Участников сообщества «Мир искусства» объединял интерес к ушедшим эпохам и стилям, культ прекрасного, романтизм с налетом иронии, общее понимание значения искусства в жизни человека. Все остальное: темы, образы, художественные методы – выбиралось самостоятельно и свободно.

Журнал «Мир искусства» (выходил с 1898 по 1904 год) – образцовое издание об искусстве, публиковавшее как труды художников объединения – Грабаря, Бенуа и других, – так и статьи иностранных искусствоведов, рецензии и материалы по литературе и философии. И, конечно, важную часть журнала составляли роскошные иллюстрации мирискусников.

Характерными чертами творчества художников «Мира искусства» являлись: ретроспективизм – обращение к традиции прошедших эпох и «прочтение» их умом и глазами современного человека; новый взгляд на петербургскую тему (изображение Петербурга как прекрасного города с великолепной классической архитектурой, в противовес сформировавшемуся видению его как чиновничьего города, с мрачными дворами-колодцами); особая роль народного эпоса, сказки в искусстве рубежа веков и в творчестве мирискусников и др.

Участники объединения внесли большой вклад в расцвет искусства книги, портрета, декоративно-прикладного, монументально-декорационного, театрального искусства эпохи модерна, в основе которого лежит идея синтеза искусств.

В лекции для студентов колледжа Петербургской моды лектор рассказала также о влиянии «Русских сезонов» на развитие европейской и мировой моды; большой роли в этом театрального творчества Л.Бакста, который получил мировое признание как модельер и дизайнер. Своими театральными работами он оказал огромное влияние на творчество крупнейших парижских модельеров П. Пуаре, Ж. Пакена, Дом Ворта и др. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.

В высокой моде сложилось даже понятие особого «стиля Бакста» – стиля манерно-грациозного, с обязательным оттенком «таинственного Востока». Театральные костюмы, созданные Бакстом, открыли новую эпоху развития мировой моды и еще при его жизни выставлялись в Лувре. Бакст успешно сотрудничал с модными домами Европы, а затем с американскими производителями тканей. В тканях, которые создавались уже в 20-е годы, хорошо заметно влияние стиля модерн, большая стилизованность всех мотивов, геометричность и открытые ясные цвета. Кроме этого художник активно выступал с лекциями о современном искусстве и костюме, собирая огромные аудитории; с большим успехом демонстрировал свое уникальное мастерство по многим направлениям: мода, интерьер, дизайн мебели и текстиля.

С появлением множества новых течений деятельность объединения «Мир искусства» начала постепенно угасать. В 1903 прекратились выставки, а год спустя по причине отсутствия финансирования пришлось закрыть журнал. В 1906 году состоялась последняя масштабная выставка при участии Сергея Дягилева, после чего он сосредоточил свои усилия на театральных проектах. В 1910 году, на новом этапе объединения «Мир искусства», должность председателя занял Н.К. Рерих, который возглавил движение по возрождению организации и возобновлению выставочной деятельности.

«Мир искусства» был не просто одним из объединений художников-новаторов; он стал мощным движением отечественной культуры к обогащению и обновлению, объединив вокруг себя значительные творческие силы и новаторскую интеллектуальную элиту. С ними были близки А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З. Гиппиус, В. Розанов, Вяч. И. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д. Мережковский. С «Миром искусства» сотрудничали композиторы и театральные деятели Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, А.Н. Скрябин.