24 апреля 2025 года в библиотеке «Гармония» состоялась лекция «Вклад Н.К. Рериха в развитие театрально-декорационного искусства». Лекцию провел председатель Совета Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.
На рубеже XIX – XX веков в ведущих странах Европы, вследствие оперно-театральной реформы Рихарда Вагнера с его идеей синтеза искусств, а также новых веяний в различных областях искусства, происходил процесс, менявший представление о театре и театральном искусстве в целом. Наряду с развитием новых форм и принципов развития драматургии, шел поиск новых средств художественного и декорационного оформления сцены для лучшей передачи драматургии всего произведения.
Синтез искусств, столь распространённый в этот период, когда сближались не только разные изобразительные виды, но и разные искусства, такие как музыка, литература, - театр давал возможность художникам свободно проявить свою творческую индивидуальность, поиск новой эстетики, которая бы гармонично соединяла и традицию, и новаторство.
Процесс преобразования театра затронул и Россию, где в начале ХХ века русское театрально-декорационное искусство переживало расцвет. Театр в России ориентировался на новые направления в мировом художественном искусстве, шло переосмысление прочтения драматургии произведения, требующее пересмотра и технического обеспечения всей театральной постановки.
Художественное оформление сцены сделалось равноправным компонентом всех театральных постановок, а фамилия художника стала фигурировать на афише, наряду с автором произведения, режиссером-постановщиком и директором театра. Благодаря достижениям в области живописи и режиссуры, формировались новые традиции русского театрально-декорационного искусства, обусловившие его расцвет в XX веке.
Художники, кто внес важный вклад в развитие театрально-декорационного искусства России, - представители объединения «Мир искусства», среди которых Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Лев Бакст, Михаил Нестеров, Валентин Серов.
Среди этих выдающихся художников нужно особо отметить Н.К. Рериха - академика, ученого и мыслителя, философа и всемирно известного международного деятеля.
За весь период театрально-декорационного творчества, с 1905 по 1944 год, Н.К. Рерихом написаны несколько сотен эскизов декораций и костюмов к различным драмам, операм и балетам, как для российских, так и зарубежных постановок, причем некоторые из них в нескольких версиях. Такие композиторы и драматурги, как Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Игорь Стравинский, Александр Островский, Рихард Вагнер, Морис Метерлинк, Генрик Ибсен, - вдохновляли художника на создание декораций, выразительных и своеобразных. Н.К. Рерих не вникает в мелочи специфики театрального дела, не входит во все подробности режиссерского замысла: его эскизы одновременно и станковые картины. Они отображают эмоции и представления, которые возникли у художника под впечатлением оперы или пьесы, но в то же время удивительно соответствуют их содержанию, духу и неразрывны с идеей постановки.
Такое утонченное восприятие «музыкальности» цвета и «красочности» музыки сделало Н.К. Рериха выдающимся новатором в области отечественного театрально-декорационного искусства России в ХХ веке. Академик Л.В. Шапошникова пишет: «Великий художник, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал тем внутренним синтезом, который обусловливал целостный подход к самым разным областям научной и художественной деятельности».
На рубеже XIX – XX веков в ведущих странах Европы, вследствие оперно-театральной реформы Рихарда Вагнера с его идеей синтеза искусств, а также новых веяний в различных областях искусства, происходил процесс, менявший представление о театре и театральном искусстве в целом. Наряду с развитием новых форм и принципов развития драматургии, шел поиск новых средств художественного и декорационного оформления сцены для лучшей передачи драматургии всего произведения.
Синтез искусств, столь распространённый в этот период, когда сближались не только разные изобразительные виды, но и разные искусства, такие как музыка, литература, - театр давал возможность художникам свободно проявить свою творческую индивидуальность, поиск новой эстетики, которая бы гармонично соединяла и традицию, и новаторство.
Процесс преобразования театра затронул и Россию, где в начале ХХ века русское театрально-декорационное искусство переживало расцвет. Театр в России ориентировался на новые направления в мировом художественном искусстве, шло переосмысление прочтения драматургии произведения, требующее пересмотра и технического обеспечения всей театральной постановки.
Художественное оформление сцены сделалось равноправным компонентом всех театральных постановок, а фамилия художника стала фигурировать на афише, наряду с автором произведения, режиссером-постановщиком и директором театра. Благодаря достижениям в области живописи и режиссуры, формировались новые традиции русского театрально-декорационного искусства, обусловившие его расцвет в XX веке.
Художники, кто внес важный вклад в развитие театрально-декорационного искусства России, - представители объединения «Мир искусства», среди которых Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Лев Бакст, Михаил Нестеров, Валентин Серов.
Среди этих выдающихся художников нужно особо отметить Н.К. Рериха - академика, ученого и мыслителя, философа и всемирно известного международного деятеля.
За весь период театрально-декорационного творчества, с 1905 по 1944 год, Н.К. Рерихом написаны несколько сотен эскизов декораций и костюмов к различным драмам, операм и балетам, как для российских, так и зарубежных постановок, причем некоторые из них в нескольких версиях. Такие композиторы и драматурги, как Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Игорь Стравинский, Александр Островский, Рихард Вагнер, Морис Метерлинк, Генрик Ибсен, - вдохновляли художника на создание декораций, выразительных и своеобразных. Н.К. Рерих не вникает в мелочи специфики театрального дела, не входит во все подробности режиссерского замысла: его эскизы одновременно и станковые картины. Они отображают эмоции и представления, которые возникли у художника под впечатлением оперы или пьесы, но в то же время удивительно соответствуют их содержанию, духу и неразрывны с идеей постановки.
Такое утонченное восприятие «музыкальности» цвета и «красочности» музыки сделало Н.К. Рериха выдающимся новатором в области отечественного театрально-декорационного искусства России в ХХ веке. Академик Л.В. Шапошникова пишет: «Великий художник, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал тем внутренним синтезом, который обусловливал целостный подход к самым разным областям научной и художественной деятельности».