5 июня 2025 г. в библиотеке им. К.А. Тимирязева (г. Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 6) состоялась лекция «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», которую провела для посетителей библиотеки сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.
Н.К. Рерих (1874–1947) – выдающийся русский художник, ученый, мыслитель, литератор, неутомимый путешественник, международный общественный деятель,
В 1903–1904 гг. Н.К. Рерих с женой Еленой Ивановной совершили большое путешествие по десяткам древних русских городов «от Казани и до границы литовской», В 1903 г. они посетили Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, западные города: Вильну, Троки, Гродно, Ковно, Юрбург, Митаву, Ригу, Венден и другие. Летом следующего 1904 г. Н.К. Рерих побывал и работал в Твери, Угличе, Калязине, Звенигороде, Валдае. Во время путешествия он проводил археологические исследования, изучал памятники культуры, народное искусство, фольклор, традиции, ремесла. В ходе экспедиции, которая проводилась по поручению Императорского Русского археологического общества и Императорского Общества поощрения художеств, Рерих увидел ужасающую картину разрушения исторического и культурного наследия Руси; поэтому призывал соотечественников к охране своего национального достояния и любви к родной стране. В очерке «По старине» (1903) Н.К. Рерих отмечал: «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее...». Художник повсеместно встретил равнодушие чиновников и населения, их нежелание сохранять наследие старины для будущего.
Путешествие «по старине» послужило началом широкой общественной деятельности Н.К. Рериха по защите культурного наследия: «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных. Эти «дива дивные, веками взлелеянные» нужно сохранять, «чтобы народ в культурном развитии мог жить национальным течением мысли, чтобы вокруг находил все необходимое для красивого образа жизни», – пишет Н.К. Рерих.
Уже в это время, в начале ХХ века, в своих статьях Н.К. Рерих затрагивает целый спектр важных идей, связанных с вопросами охраны и бережного отношения к сокровищам старины, с путями русского искусства и др.; предлагает целый комплекс мер по сохранению отечественного культурного достояния: он говорит о выявлении, учете, изучении, научно обоснованной реставрации и консервации памятников прошлого, этих «устоев всей народности и государственности». Всей силой своего сердца Рерих хочет донести до соотечественников мысль о том, что памятники старины, в которых собралось все наследие былой красоты, служат основанием будущего страны.
Итогом путешествия стали около девяноста этюдов художника с изображением памятников старины, которые искусствовед Сергей Эрнст назвал «пантеоном нашей былой славы»; новые статьи, светоносные фотографии храмов и древних росписей, выполненные Е.И. Рерих. Это дало возможность современникам иными глазами взглянуть на памятники нашего древнего зодчества, увидеть их красоту, вдохновиться и отправиться вслед за Рерихом в путешествия по родной стране.
Идея охраны культурного наследия, зародившаяся у Н.К. Рериха в начале ХХ века в экспедициях по древним городам России, найдет свое отражение в его собственной нарастающей активной деятельности по сохранению русских древностей: многочисленных очерках, обращениях, выступлениях, воззваниях, а также в картинах, зарисовках; участии в различных комиссиях и обществах по изучению, реставрации и сохранению исторических памятников, в педагогической деятельности в рисовальной Школе Общества поощрения художеств, где много внимания уделялось приобщению молодежи к познанию истории и культуры своей страны, в создании музеев, (Допетровского искусства и быта, музея русского искусства) и т.д.
Более чем через четверть века эта созидательная деятельность приведет к юридическому оформлению Пакта Рериха, посвященного охране мирового культурного наследия, с его широкой программой по претворению в жизнь этих идей, утверждению Культуры в жизни народов планеты. Этот первый в истории международный Договор о защите культурного наследия будет подписан в Вашингтоне двумя десятками стран 15 апреля 1935 года.
Осознав ценность национальной культуры, Н.К. Рерих придет к пониманию международного значения культурных ценностей всех народов и необходимости международных действий по защите мирового культурного наследия. Идея Н.К. Рериха о всеединстве человечества на основе Культуры, искусства, общечеловеческих этических ценностей, чрезвычайно актуальна в настоящее время.
Н.К. Рерих (1874–1947) – выдающийся русский художник, ученый, мыслитель, литератор, неутомимый путешественник, международный общественный деятель,
В 1903–1904 гг. Н.К. Рерих с женой Еленой Ивановной совершили большое путешествие по десяткам древних русских городов «от Казани и до границы литовской», В 1903 г. они посетили Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, западные города: Вильну, Троки, Гродно, Ковно, Юрбург, Митаву, Ригу, Венден и другие. Летом следующего 1904 г. Н.К. Рерих побывал и работал в Твери, Угличе, Калязине, Звенигороде, Валдае. Во время путешествия он проводил археологические исследования, изучал памятники культуры, народное искусство, фольклор, традиции, ремесла. В ходе экспедиции, которая проводилась по поручению Императорского Русского археологического общества и Императорского Общества поощрения художеств, Рерих увидел ужасающую картину разрушения исторического и культурного наследия Руси; поэтому призывал соотечественников к охране своего национального достояния и любви к родной стране. В очерке «По старине» (1903) Н.К. Рерих отмечал: «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее...». Художник повсеместно встретил равнодушие чиновников и населения, их нежелание сохранять наследие старины для будущего.
Путешествие «по старине» послужило началом широкой общественной деятельности Н.К. Рериха по защите культурного наследия: «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных. Эти «дива дивные, веками взлелеянные» нужно сохранять, «чтобы народ в культурном развитии мог жить национальным течением мысли, чтобы вокруг находил все необходимое для красивого образа жизни», – пишет Н.К. Рерих.
Уже в это время, в начале ХХ века, в своих статьях Н.К. Рерих затрагивает целый спектр важных идей, связанных с вопросами охраны и бережного отношения к сокровищам старины, с путями русского искусства и др.; предлагает целый комплекс мер по сохранению отечественного культурного достояния: он говорит о выявлении, учете, изучении, научно обоснованной реставрации и консервации памятников прошлого, этих «устоев всей народности и государственности». Всей силой своего сердца Рерих хочет донести до соотечественников мысль о том, что памятники старины, в которых собралось все наследие былой красоты, служат основанием будущего страны.
Итогом путешествия стали около девяноста этюдов художника с изображением памятников старины, которые искусствовед Сергей Эрнст назвал «пантеоном нашей былой славы»; новые статьи, светоносные фотографии храмов и древних росписей, выполненные Е.И. Рерих. Это дало возможность современникам иными глазами взглянуть на памятники нашего древнего зодчества, увидеть их красоту, вдохновиться и отправиться вслед за Рерихом в путешествия по родной стране.
Идея охраны культурного наследия, зародившаяся у Н.К. Рериха в начале ХХ века в экспедициях по древним городам России, найдет свое отражение в его собственной нарастающей активной деятельности по сохранению русских древностей: многочисленных очерках, обращениях, выступлениях, воззваниях, а также в картинах, зарисовках; участии в различных комиссиях и обществах по изучению, реставрации и сохранению исторических памятников, в педагогической деятельности в рисовальной Школе Общества поощрения художеств, где много внимания уделялось приобщению молодежи к познанию истории и культуры своей страны, в создании музеев, (Допетровского искусства и быта, музея русского искусства) и т.д.
Более чем через четверть века эта созидательная деятельность приведет к юридическому оформлению Пакта Рериха, посвященного охране мирового культурного наследия, с его широкой программой по претворению в жизнь этих идей, утверждению Культуры в жизни народов планеты. Этот первый в истории международный Договор о защите культурного наследия будет подписан в Вашингтоне двумя десятками стран 15 апреля 1935 года.
Осознав ценность национальной культуры, Н.К. Рерих придет к пониманию международного значения культурных ценностей всех народов и необходимости международных действий по защите мирового культурного наследия. Идея Н.К. Рериха о всеединстве человечества на основе Культуры, искусства, общечеловеческих этических ценностей, чрезвычайно актуальна в настоящее время.