12 сентября 2024 г. в Центральной библиотеке им. К.Г.Паустовского (г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, 37/1) состоялась лекция «Н.К. Рерих и художественное объединение «Мир искусства», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Рассказ посвящен одному из самых значительных явлений в русском искусстве конца XIX— начала XX вв., известному под названием «Мир искусства». Под этим наименованием подразумевается и петербургский журнал, и выставки, устраиваемые его редакцией, и общество художников, в работе которого принимали участие также литераторы, философы, музыкальные и художественные критики и другие деятели русской культуры рубежного времени. История объединения состоит из двух этапов: первый - с 1898-1904 гг. и второй - с 1910 - по 1924 гг.
В лекции были отмечены наиболее характерные черты эпохи рубежа XIX—XX вв., переломного времени, которое не могло не отразиться на всех видах искусства. Поиски новых форм, идеалов, выразительных средств характерны для художников, архитекторов, музыкантов, философов, литераторов, театральных деятелей рубежной эпохи.
Характерной особенностью рубежного периода являлись множественность течений, объединений, многогранность интересов публики и самих художников. Объединение «Мир искусства» возникло в 1898 г. из кружка молодых петербургских «любителей изящного» (в основном, выпускников частной гимназии К.И.Мая), лидером которого являлся А.Н. Бенуа. Костяк объединения, кроме него, составляли К.С. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, чуть позже присоединились М.В. Добужинский, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, литераторы Д.В. Философов, В.Ф. Нувель; А.П. Нурок и др. С середины 1890-х годов группу возглавил меценат и знаток искусства, будущий организатор знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилев, который стал играть ведущую роль в решении всех организационно-практических задач.
В разные годы с «Миром искусства» были тесно связаны многие петербургские и московские живописцы и графики, такие как В.А. Серов, И.Э. Грабарь, К.Ф. Богаевский, Ап.М. и В.М. Васнецовы, А.Я. Головин, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, М.А. Врубель, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, Ф.А. Малявин, скульпторы А.С. Голубкина, П.П. Трубецкой и многие другие.
Идейно-эстетическая платформа объединения основывалась на свободе творческого поиска, идее синтеза искусств и поисках красоты, как сущности художественного творчества. Характерными чертами многих представителей объединения стал особый род ретроспективизма, основанный на внимательном отношении к старине и многообразном использовании в художественном творчестве историко-культурного опыта прежних эпох.
В лекции были отмечены новаторский синтетический подход и внедрение новой эстетики в выставочной деятельности объединения; в создании журнала «Мир искусства» как нового типа периодического издания в России, который сам по себе являлся произведением искусства и открыл череду великолепно оформленных журналов по искусству нового типа: «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и др.
Также был отмечен большой вклад участников объединения в расцвет искусства графики и книги, портрета, декоративно-прикладного, монументально-декорационного, театрального искусства эпохи модерна, в основе которого лежит идея синтеза искусств.
В лекции была рассмотрена деятельность Н.К. Рериха как участника и члена объединения, который впервые показал свои произведения, выполненные в 1900–1902 гг. на выставке «Мир искусства» в Москве в 1902 году и в начале 1903 года на двух выставках объединения в Петербурге. Устанавливается творческая дружба с Бенуа и Дягилевым. Между ними начинается переписка, которая продолжалась в течение многих лет.
Объединял их интерес к проблемам культуры, понимание миссии художника. Имеется в виду, прежде всего просветительская миссия, отличавшая и редактора журнала С.П. Дягилева, и главного идеолога группы А.Н. Бенуа. Н.К. Рерих также придавал большое значение просветительской работе. Общим с мирискусниками было и многообразие творчества, характеризующее изобразительное искусство Рериха. Не было той области, которой бы он не коснулся. Помимо станковой живописи, он обращается к фреске, мозаике, графике, книжной иллюстрации, оформлению интерьеров и др.
От ядра «Мира искусства» Рериха отличал интерес к доисторическим временам, истории Руси, культуре стран Востока. Его картины насыщены глубоким философским содержанием; для творчества Н.К. Рериха характерен широчайший охват тем, идей и образов, направленных на утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов.
В заключение была освещена история объединения на втором этапе - с 1910-1924, в условиях изменившейся художественной ситуации в России и появления новых группировок с другими установками и взглядами на развитие искусства. Председателем объединения в 1910-1913 г. был избран Н.К.Рерих.
«Мир искусства» стал мощным движением отечественной культуры к обогащению и обновлению, объединив вокруг себя значительные творческие силы и новаторскую интеллектуальную элиту. С ними были близки А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З. Гиппиус, В. Розанов, Вяч. И. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д. Мережковский. С «Миром искусства» сотрудничали композиторы и театральные деятели Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, А.Н. Скрябин и др.
Рассказ посвящен одному из самых значительных явлений в русском искусстве конца XIX— начала XX вв., известному под названием «Мир искусства». Под этим наименованием подразумевается и петербургский журнал, и выставки, устраиваемые его редакцией, и общество художников, в работе которого принимали участие также литераторы, философы, музыкальные и художественные критики и другие деятели русской культуры рубежного времени. История объединения состоит из двух этапов: первый - с 1898-1904 гг. и второй - с 1910 - по 1924 гг.
В лекции были отмечены наиболее характерные черты эпохи рубежа XIX—XX вв., переломного времени, которое не могло не отразиться на всех видах искусства. Поиски новых форм, идеалов, выразительных средств характерны для художников, архитекторов, музыкантов, философов, литераторов, театральных деятелей рубежной эпохи.
Характерной особенностью рубежного периода являлись множественность течений, объединений, многогранность интересов публики и самих художников. Объединение «Мир искусства» возникло в 1898 г. из кружка молодых петербургских «любителей изящного» (в основном, выпускников частной гимназии К.И.Мая), лидером которого являлся А.Н. Бенуа. Костяк объединения, кроме него, составляли К.С. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, чуть позже присоединились М.В. Добужинский, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, литераторы Д.В. Философов, В.Ф. Нувель; А.П. Нурок и др. С середины 1890-х годов группу возглавил меценат и знаток искусства, будущий организатор знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилев, который стал играть ведущую роль в решении всех организационно-практических задач.
В разные годы с «Миром искусства» были тесно связаны многие петербургские и московские живописцы и графики, такие как В.А. Серов, И.Э. Грабарь, К.Ф. Богаевский, Ап.М. и В.М. Васнецовы, А.Я. Головин, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, М.А. Врубель, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, Ф.А. Малявин, скульпторы А.С. Голубкина, П.П. Трубецкой и многие другие.
Идейно-эстетическая платформа объединения основывалась на свободе творческого поиска, идее синтеза искусств и поисках красоты, как сущности художественного творчества. Характерными чертами многих представителей объединения стал особый род ретроспективизма, основанный на внимательном отношении к старине и многообразном использовании в художественном творчестве историко-культурного опыта прежних эпох.
В лекции были отмечены новаторский синтетический подход и внедрение новой эстетики в выставочной деятельности объединения; в создании журнала «Мир искусства» как нового типа периодического издания в России, который сам по себе являлся произведением искусства и открыл череду великолепно оформленных журналов по искусству нового типа: «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и др.
Также был отмечен большой вклад участников объединения в расцвет искусства графики и книги, портрета, декоративно-прикладного, монументально-декорационного, театрального искусства эпохи модерна, в основе которого лежит идея синтеза искусств.
В лекции была рассмотрена деятельность Н.К. Рериха как участника и члена объединения, который впервые показал свои произведения, выполненные в 1900–1902 гг. на выставке «Мир искусства» в Москве в 1902 году и в начале 1903 года на двух выставках объединения в Петербурге. Устанавливается творческая дружба с Бенуа и Дягилевым. Между ними начинается переписка, которая продолжалась в течение многих лет.
Объединял их интерес к проблемам культуры, понимание миссии художника. Имеется в виду, прежде всего просветительская миссия, отличавшая и редактора журнала С.П. Дягилева, и главного идеолога группы А.Н. Бенуа. Н.К. Рерих также придавал большое значение просветительской работе. Общим с мирискусниками было и многообразие творчества, характеризующее изобразительное искусство Рериха. Не было той области, которой бы он не коснулся. Помимо станковой живописи, он обращается к фреске, мозаике, графике, книжной иллюстрации, оформлению интерьеров и др.
От ядра «Мира искусства» Рериха отличал интерес к доисторическим временам, истории Руси, культуре стран Востока. Его картины насыщены глубоким философским содержанием; для творчества Н.К. Рериха характерен широчайший охват тем, идей и образов, направленных на утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов.
В заключение была освещена история объединения на втором этапе - с 1910-1924, в условиях изменившейся художественной ситуации в России и появления новых группировок с другими установками и взглядами на развитие искусства. Председателем объединения в 1910-1913 г. был избран Н.К.Рерих.
«Мир искусства» стал мощным движением отечественной культуры к обогащению и обновлению, объединив вокруг себя значительные творческие силы и новаторскую интеллектуальную элиту. С ними были близки А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З. Гиппиус, В. Розанов, Вяч. И. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д. Мережковский. С «Миром искусства» сотрудничали композиторы и театральные деятели Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, А.Н. Скрябин и др.