Новости отделения

Лекция «Великие русские художники» в библиотеке № 1 им. Н.Г. Чернышевского

2 июня 2025 г. в библиотеке № 1 им. Н.Г. Чернышевского (г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 4) состоялась лекция «Великие русские художники», которую провела сотрудник СПб отделения МЦР Т.В. Александрова.

В начале лекции, посвященной русской пейзажной живописи, была кратко рассмотрена история ее развития с конца XVIII до начала ХХ вв. Далее лектор рассказала о том, что пейзажу в отечественной живописи принадлежит выдающаяся роль; образы природы, созданные русскими художниками, обогатили не только отечественную, но и мировую культуру. На пути к становлению национального пейзажа художники обращались к природе как лучшему и совершенному учителю. В презентации были представлены полотна Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Николая Рериха и других прославленных художников.

Слушатели узнали о жизни и творческих методах великих русских художников, которые создали подлинные шедевры. Каждый из них находил собственный путь для передачи тех или иных состояний природы. Так, любимой темой И.К. Айвазовского было море. И.И. Шишкин сосредоточился на создании эпичных пейзажей, проникнутых национальной гордостью; показывал мощь и величие русской природы. И.И. Левитан создавал «пейзажи настроения» - удивительные по красоте поэтические полотна, наполненные человеческими чувствами и полные философской глубины. «Московский дворик В.Д. Поленова был одним из первых шагов русского реализма 2-й половины XIX в. «навстречу солнечному лучу» – это поэзия сияющего солнечного дня, поэзия света. А.И. Куинджи придавал большое значение передаче взаимодействий света и воздуха. Яркость, красочность его картин, иллюзия глубины пространства, обобщенность форм, выявляющая основные смысловые акценты пейзажа, поражали современников художника.

Глубоким философским смыслом наполнены пейзажи Николая Рериха: «Место человека во Вселенной – вот единственное, что важно», – говорил художник. Рерих ощущает жизнь мироздания повсюду, во всей природе, выходя в своих полотнах на уровень вневременного, всеобщего. Звучание космоса в творчестве Н.К. Рериха философ и поэт Р. Рудзитис назвал «космическими струнами»: «В первое мгновение мы интуитивно ощущаем, как невыразимое словами, незримое космическое дуновение исходит от картин Рериха. Кажется, что в одухотворенных фигурах, в языке цветовой гаммы, даже в деревьях, скалах, в контурах мятущихся облаков – во всем звучат космические струны». Краски, сияющие на картинах Рериха богаты удивительными оттенками, которые невозможно выразить словами. Позднее все эти необычайные качества Рериха-художника с особой силой воплотятся в его знаменитой гималайской серии, насчитывающей тысячи полотен.

В заключение мероприятия был сделан важный вывод, что пейзаж это не простое воспроизведение природы, а выражение мыслей и чувств художника. В пейзаже всегда незримо присутствует человек – сам художник с его мировосприятием. Поэтому зритель имеет возможность взглянуть на мир глазами живописца, увидеть его по-новому. В каждой из картин великих художников перед нами открывается душа мастера, его внутренний мир, потому что истинный художник, постоянно наблюдая и изучая природу, старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу, наиболее полно выражающее его чувства: светлую радость, затаенную грусть, сложные раздумья о смысле человеческой жизни и др. Образы природы, созданные великими мастерами живописи, воздействуют на человека, вызывают те или иные переживания, пробуждают чувство единения с природой, учат умению видеть, понимать и беречь ее красоту.