Лекция «Игорь Грабарь. Жизнь и творчество» в Центральной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
27 сентября 2025 г. в Центральной районной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 9) состоялась лекция «Игорь Грабарь. Жизнь и творчество». Лекцию прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Е.В. Кучерявенко.
Игорь Эммануилович Грабарь – одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался. Но прежде всего он был художником, Игорь Эммануилович писал, что живопись была для него тем, без чего он «не мог дышать ни один день своей жизни». Грабарь-художник оказал заметное творческое воздействие на формирование импрессионизма в России.
Будучи директором Третьяковской галереи, И.Э. Грабарь провел полную инвентаризацию всех экспонатов и составил первый научный каталог галереи с подробным описанием каждого экспоната; в 1917 г. каталог был опубликован. Он провел перепланировку музея: произвольная развеска картин была заменена их размещением по европейскому принципу – в историко-художественной последовательности.
В послереволюционные годы И.Э. Грабарь проявил себя блестящим организатором. Он активно участвовал в создании государственного музейного фонда, в национализации крупных художественных собраний, перераспределении художественных ценностей по музеям страны, создании новых музеев для конфискованных сокровищ. Во многом благодаря ему была осуществлена централизация музейного дела, сохранение культурного наследия стало делом государственной важности.
В 1918 году по инициативе Грабаря была образована комиссия по раскрытию памятников древнерусского искусства, преобразованная позднее в Центральные государственные реставрационные мастерские. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. Имя этого выдающегося деятеля искусства присвоено Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру в Москве.
В годы Великой Отечественной войны И.Э. Грабарь занимался сохранением коллекции предметов художественного и декоративно-прикладного искусства. В войну он готовил «трофейные» подразделения на фронт, принимал эшелоны с произведениями художественного искусства. Осенью 1944 года под его руководством был создан Научно-исследовательский институт истории искусств АН СССР. До конца своей жизни Грабарь возглавлял этот коллектив ученых, задачей которого стала подготовка многотомного издания «История русского искусства» (1954–1962).
В лекции Е.В. Кучерявенко отметила творческие пересечения Н.К. Рериха и И.Э. Грабаря. Переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря, начавшаяся в первые годы нового столетия, продолжалась с некоторыми перерывами всю жизнь.
В конце лекции Е.В. Кучерявенко ответила на вопросы слушателей.