Новости отделения

Лекция «Прорыв к нетленной красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля» в Библиотечном центре общения «Современник»

23 января 2025 г. в Библиотечном центре общения «Современник» (г. Санкт-Петербург, Заневский пр., д 32) состоялась лекция «Прорыв к нетленной красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля». Мероприятие для посетителей библиотеки провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.

Михаил Александрович Врубель (1856–1910) – выдающийся русский живописец и график, монументалист, театральный декоратор, мастер декоративно-прикладного искусства. В лекции были рассмотрены основные вехи жизни и творчества М.А. Врубеля: детство; учеба на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств под руководством Павла Чистякова; киевский период жизни (1884–1889) – создание иконных образов и реставрация Кирилловской церкви (XII в.), Софийского собора (XI в.), росписи орнаментов во Владимирском соборе (XIX в.); московский период (1889–1904) – знакомство с С.И. Мамонтовым и присоединение к абрамцевскому кружку; встреча с Музой – Н.И. Забелой и работа в театре С.И. Мамонтова и др.

«Вечные» темы и мотивы произведений Врубеля, в течение всей жизни мучительно размышлявшего о смысле бытия, любви, предназначении человека-творца, о смерти и бессмертии, добре и зле часто почерпнуты художником из эпохи античности, средних веков, Возрождения, из Библии, литературы, русского фольклора. Как известно, одним из любимых образов художника был Гамлет, черты которого мастер проецировал на собственную личность. Тема национальной старины, занимала центральное место в творчестве Врубеля во второй половине 1890-х-начале 1900-х гг., на основе чего были созданы великолепные циклы картин, панно и произведений декоративно-прикладного искусства.

Для творчества Врубеля характерны обостренный интерес к внутренней, духовной жизни человека, стремление создать такую картину мира, где все взаимосвязано и одушевлено, где органически слиты мир человеческих чувств и мир природы. Именно превращение, перевоплощение привычных, узнаваемых форм во что-то совсем иное создает ощущение чуда, волшебства в работах художника. Искусство Врубеля «похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь», – говорил Н.К. Рерих.

К лучшим произведениям мастера относятся такие картины, как: «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), портреты С.И. Мамонтова (1897), К.Д. Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н.И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Богатырь» (1899), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Портрет сына художника» (1902), «Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900, 1901) и многие другие.

В очерке, посвященном Врубелю, Н.К. Рерих писал: «...Легко запоминаются многие хорошие картины... Наглядевшись вдоволь, через время опять хочется вернуться к хорошему знакомому и долго покойно сидеть с ним, и опять не страшит промежуток разлуки.

Но иначе бывает перед вещами Врубеля. Они слишком полны. Уходя от них, всегда хочется вернуться. Чувствуется всем существом, сколько ещё не досмотрено, сколько нового ещё можно найти. Хочется жить с ними. Хочется видеть их и утром, и вечером, и в разных освещениях. И все будет новое. Сами прелести случайностей жизни бездонно напитали вещи Врубеля, прелести случайные, великие лишь смыслом красоты. Какая-то необъятная сказка есть в них; и в «Царевне-Лебеди», и в «Восточной сказке», полной искр, ковров и огня, и в «Пане» с этими поразительными глазами, и в демонах, и во всей массе удивительно неожиданных мотивов. Таинственный голубой цветок живёт в этом чистом торжестве искусства».

После мероприятия состоялось общение со слушателями – ответы на вопросы, обмен впечатлениями по теме лекции.