26 октября 2024 года в Центральной городской библиотеке им. А.И.Куприна г. Гатчины (Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Володарского, 17) состоялась лекция «Прорыв к нетленной красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова. В рамках данного мероприятия из фондов библиотеки были представлены книги о творчестве Врубеля.
М.А.Врубель (1856–1910) – один из крупнейших русских художников рубежа XIX–XX веков, человек уникальной одаренности. Врубель работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, монументально-декоративном, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, театрально-декорационном искусстве.
Большую роль в жизни и творчестве художника сыграл Савва Мамонтов. В художественном кружке в Абрамцеве Врубель пишет лучшие свои картины, занимается майоликой и декоративным дизайном. Тонкое художественное чутье Врубеля проявилось также в его сценографических работах для частной оперы Мамонтова (участие в оформлении «Рогнеды» А.Н. Серова (1896), а также «Садко» (1897), «Сказки о царе Салтане» (1900) Н.А. Римского-Корсакова, композитора, особенно близкого ему по духу и др.
Тяга художника к монументальному искусству воплотилась в великолепных панно Врубеля «Микула Селянинович», «Принцесса Греза», «Философия», «Венеция», триптихах «Суд Париса», «Цветы», композиции «Фауст», витраже «Встреча рыцаря-победителя» и др. Работы Врубеля выставлялись на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах.
К лучшим произведениям Врубеля относятся станковые картины, заслуженно считающиеся врубелевской «классикой»: «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), портреты С.И. Мамонтова (1897), К.Д. Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н.И.Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Богатырь» (1899), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Портрет сына художника» (1902), «Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900, 1901) и многие другие.
Необыкновенно красиво сказал о произведениях Врубеля Н.К.Рерих: «...Легко запоминаются многие хорошие картины... Наглядевшись вдоволь, через время опять хочется вернуться к хорошему знакомому и долго покойно сидеть с ним, и опять не страшит промежуток разлуки. Но иначе бывает перед вещами Врубеля. Они слишком полны. Уходя от них, всегда хочется вернуться. Чувствуется всем существом, сколько ещё не досмотрено, сколько нового ещё можно найти. Хочется жить с ними. Хочется видеть их и утром, и вечером, и в разных освещениях. И все будет новое. Сами прелести случайностей жизни бездонно напитали вещи Врубеля, прелести случайные, великие лишь смыслом красоты. Какая-то необъятная сказка есть в них; и в «Царевне-Лебеди», и в «Восточной сказке», полной искр, ковров и огня, и в «Пане» с этими поразительными глазами, и в демонах, и во всей массе удивительно неожиданных мотивов. Таинственный голубой цветок живёт в этом чистом торжестве искусства».
В начале XX века искусство Врубеля стало органической частью русского модерна. Его сильное влияние испытали многие крупные русские художники XX века. Михаил Врубель стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.
М.А.Врубель (1856–1910) – один из крупнейших русских художников рубежа XIX–XX веков, человек уникальной одаренности. Врубель работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, монументально-декоративном, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, театрально-декорационном искусстве.
Большую роль в жизни и творчестве художника сыграл Савва Мамонтов. В художественном кружке в Абрамцеве Врубель пишет лучшие свои картины, занимается майоликой и декоративным дизайном. Тонкое художественное чутье Врубеля проявилось также в его сценографических работах для частной оперы Мамонтова (участие в оформлении «Рогнеды» А.Н. Серова (1896), а также «Садко» (1897), «Сказки о царе Салтане» (1900) Н.А. Римского-Корсакова, композитора, особенно близкого ему по духу и др.
Тяга художника к монументальному искусству воплотилась в великолепных панно Врубеля «Микула Селянинович», «Принцесса Греза», «Философия», «Венеция», триптихах «Суд Париса», «Цветы», композиции «Фауст», витраже «Встреча рыцаря-победителя» и др. Работы Врубеля выставлялись на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах.
К лучшим произведениям Врубеля относятся станковые картины, заслуженно считающиеся врубелевской «классикой»: «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), портреты С.И. Мамонтова (1897), К.Д. Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н.И.Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Богатырь» (1899), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Портрет сына художника» (1902), «Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900, 1901) и многие другие.
Необыкновенно красиво сказал о произведениях Врубеля Н.К.Рерих: «...Легко запоминаются многие хорошие картины... Наглядевшись вдоволь, через время опять хочется вернуться к хорошему знакомому и долго покойно сидеть с ним, и опять не страшит промежуток разлуки. Но иначе бывает перед вещами Врубеля. Они слишком полны. Уходя от них, всегда хочется вернуться. Чувствуется всем существом, сколько ещё не досмотрено, сколько нового ещё можно найти. Хочется жить с ними. Хочется видеть их и утром, и вечером, и в разных освещениях. И все будет новое. Сами прелести случайностей жизни бездонно напитали вещи Врубеля, прелести случайные, великие лишь смыслом красоты. Какая-то необъятная сказка есть в них; и в «Царевне-Лебеди», и в «Восточной сказке», полной искр, ковров и огня, и в «Пане» с этими поразительными глазами, и в демонах, и во всей массе удивительно неожиданных мотивов. Таинственный голубой цветок живёт в этом чистом торжестве искусства».
В начале XX века искусство Врубеля стало органической частью русского модерна. Его сильное влияние испытали многие крупные русские художники XX века. Михаил Врубель стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.