2 апреля 2025 г. в ЛОФТе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (ул. Правды, д. 13) состоялось открытие выставок Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» и «Пакт Рериха. История. Факты. Актуальность».
Открытие состоялось в преддверии Международного Дня Культуры, который отмечается в России и многих странах мира ежегодно 15 апреля. День был учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года международного Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который стал известен в международно-правовой практике как Пакт Рериха, в честь его автора, великого русского художника, ученого, мыслителя, гуманиста и общественного деятеля, петербуржца Н.К. Рериха. 15 апреля 2025 г. исполняется 90 лет со дня подписания этого важного Документа.
Открыл мероприятие председатель Совета Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А. Томша, который познакомил студентов, сотрудников и представителей руководства института с широкой миротворческой общественной деятельностью Николая Рериха, историей создания и актуальностью идей Пакта Рериха в современном мире. Особое внимание было уделено разносторонней деятельности Международного Центра Рерихов и его Санкт-Петербургского отделения по развитию и продвижению идей Пакта, сохранению культуры в нашей стране, значением символа защиты культуры «Знамя Мира».
В конце 1920-х гг. Н.К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права Парижского университета Г.Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей и обращается к культурной общественности мира с призывом поддержать идею Договора. Международные конференции в поддержку идеи Н.К. Рериха активизируют деятельность общественности, которая призывает правительства мира заключить Договор о защите памятников истории и культуры, и 15 апреля 1935 года в Вашингтоне 22 страны подписывают Договор о защите художественных и исторических памятников и научных учреждений, который получает название «Пакт Рериха». Событие стало одним из ключевых моментов XX века для развития защиты культурного наследия человечества.
Символическим знаком Пакта стало «Знамя Мира». Оно представляет собой белый флаг с изображением трёх амарантовых сфер, объединённых окружностью, воплощающее такие понятия, как вечность и единение человеческого духовного и культурного наследия. Искусство, наука, религия – все это «вписывается» в понятие «культура», как три сферы в окружность. Знак триединства прошёл через тысячелетия и в разных уголках Земли остался в изображениях гончарных орнаментов неолита, в сокровищницах египетских фараонов, в наскальных рисунках Монголии, у тамплиеров и буддийских монахов, а также на гербе города Самарканда. Знак триединства можно увидеть и на древних иконах Святой Троицы, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского и т.д. Согласно ст. 3 Договора, Знамя Мира должно вывешиваться на объектах культуры, подлежащих защите.
В Пакте Рериха говорится, что защите, как в военное, так и в мирное время подлежат не только исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные учреждения, но и персонал учреждений. Принципы, которые были изложены в документе, легли в дальнейшем в основу Гаагской Конвенции по защите культурных ценностей, принятой на случай вооружённого конфликта 14 мая 1954 года.
Далее, в продолжение мероприятия, состоялась лекция «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова. В 1903–1904 гг. Н.К. Рерих совершает со своей женой Еленой Ивановной большое путешествие по сорока древним русским городам «от Казани и до границы литовской». Именно тогда, в путешествиях по земле русской, у него оформилась мысль о необходимости особого охранения «святынь народных». Небрежное отношение к памятникам истории, неразумная реставрация, в ходе которой утрачивается первозданный вид памятника, варварское разграбление исторических святынь – все это Н.К.Рерих наблюдал во время путешествия по старинным русским городам.
Это побудило его в своих многочисленных очерках, статьях и докладах обратиться к соотечественникам с призывом «узнать и полюбить Русь», понять значение родной старины, изучать ее и всеми мерами охранять свое национальное достояние для будущих поколений.
Идеи Н.К. Рериха в области защиты памятников старины, сформировавшиеся в начале ХХ века в России в экспедиции по древним русским городам 1903–1904 гг., внесли свой важный вклад в формирование концепции культуры Н.К. Рериха и его широкой программы по охране культурного наследия, воплотившейся в Пакте Рериха.
В ходе мероприятия состоялось обсуждение планов по дальнейшему сотрудничеству СПб отделения МЦР и СПбГИКиТ.
Открытие состоялось в преддверии Международного Дня Культуры, который отмечается в России и многих странах мира ежегодно 15 апреля. День был учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года международного Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который стал известен в международно-правовой практике как Пакт Рериха, в честь его автора, великого русского художника, ученого, мыслителя, гуманиста и общественного деятеля, петербуржца Н.К. Рериха. 15 апреля 2025 г. исполняется 90 лет со дня подписания этого важного Документа.
Открыл мероприятие председатель Совета Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А. Томша, который познакомил студентов, сотрудников и представителей руководства института с широкой миротворческой общественной деятельностью Николая Рериха, историей создания и актуальностью идей Пакта Рериха в современном мире. Особое внимание было уделено разносторонней деятельности Международного Центра Рерихов и его Санкт-Петербургского отделения по развитию и продвижению идей Пакта, сохранению культуры в нашей стране, значением символа защиты культуры «Знамя Мира».
В конце 1920-х гг. Н.К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права Парижского университета Г.Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей и обращается к культурной общественности мира с призывом поддержать идею Договора. Международные конференции в поддержку идеи Н.К. Рериха активизируют деятельность общественности, которая призывает правительства мира заключить Договор о защите памятников истории и культуры, и 15 апреля 1935 года в Вашингтоне 22 страны подписывают Договор о защите художественных и исторических памятников и научных учреждений, который получает название «Пакт Рериха». Событие стало одним из ключевых моментов XX века для развития защиты культурного наследия человечества.
Символическим знаком Пакта стало «Знамя Мира». Оно представляет собой белый флаг с изображением трёх амарантовых сфер, объединённых окружностью, воплощающее такие понятия, как вечность и единение человеческого духовного и культурного наследия. Искусство, наука, религия – все это «вписывается» в понятие «культура», как три сферы в окружность. Знак триединства прошёл через тысячелетия и в разных уголках Земли остался в изображениях гончарных орнаментов неолита, в сокровищницах египетских фараонов, в наскальных рисунках Монголии, у тамплиеров и буддийских монахов, а также на гербе города Самарканда. Знак триединства можно увидеть и на древних иконах Святой Троицы, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского и т.д. Согласно ст. 3 Договора, Знамя Мира должно вывешиваться на объектах культуры, подлежащих защите.
В Пакте Рериха говорится, что защите, как в военное, так и в мирное время подлежат не только исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные учреждения, но и персонал учреждений. Принципы, которые были изложены в документе, легли в дальнейшем в основу Гаагской Конвенции по защите культурных ценностей, принятой на случай вооружённого конфликта 14 мая 1954 года.
Далее, в продолжение мероприятия, состоялась лекция «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова. В 1903–1904 гг. Н.К. Рерих совершает со своей женой Еленой Ивановной большое путешествие по сорока древним русским городам «от Казани и до границы литовской». Именно тогда, в путешествиях по земле русской, у него оформилась мысль о необходимости особого охранения «святынь народных». Небрежное отношение к памятникам истории, неразумная реставрация, в ходе которой утрачивается первозданный вид памятника, варварское разграбление исторических святынь – все это Н.К.Рерих наблюдал во время путешествия по старинным русским городам.
Это побудило его в своих многочисленных очерках, статьях и докладах обратиться к соотечественникам с призывом «узнать и полюбить Русь», понять значение родной старины, изучать ее и всеми мерами охранять свое национальное достояние для будущих поколений.
Идеи Н.К. Рериха в области защиты памятников старины, сформировавшиеся в начале ХХ века в России в экспедиции по древним русским городам 1903–1904 гг., внесли свой важный вклад в формирование концепции культуры Н.К. Рериха и его широкой программы по охране культурного наследия, воплотившейся в Пакте Рериха.
В ходе мероприятия состоялось обсуждение планов по дальнейшему сотрудничеству СПб отделения МЦР и СПбГИКиТ.