Новости отделения

Лекция «Художественное объединение «Мир искусства» в библиотеке им. Н.Г. Чернышевского

26 декабря 2024 г. в библиотеке им. Н.Г. Чернышевского (г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 4) состоялась лекция «Художественное объединение «Мир искусства», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.

«Мир искусства» (1898–1924) – объединение русских художников, созданное в Петербурге в конце XIX века, заявившее о себе одноименными литературно-художественным журналом (1899–1904) и выставками (последняя состоялась в Париже в 1927 году). Общество художников «Мир искусства» возникло и существовало в Петербурге с 1898 по 1904 годы, и вновь возродилось в 1910 году.

Объединение «Мир искусства» оформилось в конце 1890-х гг. в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Помимо основного ядра (Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансерс, А.П. Остроумова-Лебедева, К.А. Сомов). «Мир искусства» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И.Я. Билибин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, В.А. Серов и др.). В выставках «Мира искусства» участвовали М.А. Врубель, И.И. Левитан, М.В. Нестеров и др.

Мирискусники заново переоценили все устоявшиеся ценности русского изобразительного искусства, определили новые пути русской художественной жизни. Лозунгом "мирискусников" было "искусство для искусства", в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных обоснованиях. Основатели объединения выступали против художественных стандартов академизма и социально ориентированного искусства передвижников. Участников сообщества объединял интерес к ушедшим эпохам и стилям, культ прекрасного, романтизм с налетом иронии, общее понимание значения искусства в жизни человека. Все остальное: темы, образы, художественные методы – выбиралось самостоятельно и свободно.

Журнал «Мир искусства» (выходил с 1898 по 1904 г.) – образцовое новаторское издание об искусстве, публиковавшее как труды художников объединения – Грабаря, Бенуа и других, – так и статьи иностранных искусствоведов, рецензии и материалы по литературе и философии. И, конечно, важную часть журнала составляли роскошные иллюстрации мирискусников.

Характерными чертами творчества художников «Мира искусства» являлись: ретроспективизм – обращение к традиции прошедших эпох и «прочтение» их умом и глазами современного человека; новый взгляд на петербургскую тему (изображение Петербурга как прекрасного города с великолепной классической архитектурой, в противовес сформировавшемуся видению его как чиновничьего города, с мрачными дворами-колодцами); особая роль народного эпоса, сказки в искусстве рубежа веков и в творчестве мирискусников и др.

Участники объединения внесли большой вклад в расцвет искусства книги, портрета, декоративно-прикладного, монументально-декорационного, театрального искусства эпохи модерна, в основе которого лежит идея синтеза искусств.

История объединения на втором этапе – с 1910– 1924 разворачивалась в условиях изменившейся художественной ситуации в России и появления новых группировок с другими установками и взглядами на развитие искусства.

Н.К. Рерих как участник объединения впервые показал свои произведения в 1900–1902 гг. на выставке «Мир искусства» в Москве в 1902 году и в начале 1903 года на двух выставках объединения в Петербурге. В 1910 году он занял должность председателя объединения «Мир искусства» и возглавил движение по возрождению организации и возобновлению выставочной деятельности.

«Мир искусства» был не просто одним из объединений художников-новаторов; он стал мощным движением отечественной культуры к обогащению и обновлению, объединив вокруг себя значительные творческие силы и новаторскую интеллектуальную элиту. С ними были близки А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З. Гиппиус, В. Розанов, Вяч. И. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д. Мережковский. С «Миром искусства» сотрудничали композиторы и театральные деятели Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, А.Н. Скрябин.

Исключительная роль этого творческого союза состояла также в том, что он научил русскую культуру говорить на мировом языке художественных образов и красок. В русскую культуру вошло все богатство европейской и мировой традиции, а она, в свою очередь, стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Художники объединения «Мир искусства» оставили обширное наследие, которое и в наше время имеет неоспоримое художественное значение.