Новости отделения

Лекция «Музыка в жизни Е.И. Рерих» в Библиотеке «Семеновская»

18 апреля 2025 г. в Библиотеке «Семеновская» (Московский пр., д. 50) состоялась лекция «Музыка в жизни Е.И. Рерих». Лектор Э.А. Томша – председатель Совета Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.

На протяжении всей истории человечества, в культуре различных стран, особое внимание уделялось музыке, как важной области знания в процессе воспитания и образования, формированию нравственных и духовных качеств молодого поколения. В России музыкальное образование считалось одним из основных предметов, а в середине XIX века ведущую роль в музыкальной сфере занимал Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге, 12 февраля 1879 года по новому стилю родилась девочка, которую назвали Еленой. Она родилась в семье, культурные и духовные традиции которой своими корнями уходили вглубь веков.

Богатые культурные традиции и духовные устои семьи с раннего детства помогали раскрытию творчески одаренного ребенка.

Врожденная музыкальная одаренность Елены позволяет ей заниматься музыкой, свободно овладевая прекрасным искусством игры на фортепиано.

После окончания гимназии с золотой медалью, в 16 лет Елена поступает в Санкт-Петербургскую частную музыкальную школу и учится по классу фортепиано у выпускника сто личной консерватории, профессора Иосифа Александровича Боровки.

После окончания музыкальной школы Елене Шапошниковой прочат яркую карьеру пианистки, и она собирается поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Ей к тому времени 20 лет. Она прекрасно образована, она блистательна не только в фортепианном искусстве, но и в жизни. Те, кто близко знал Елену Шапошникову в годы молодости, говорили, что она приняла решение – выйти замуж за человека высокого художественного таланта, чтобы бескорыстно служить ему и вдохновлять на великие цели.

Таким человеком в жизни Елены Ивановны стал Н.К. Рерих. В Николае Константиновиче она нашла поддержку и понимание своих устремлений и жизненных идеалов.

Любовь к музыке Елена Ивановна и Николай Константинович пронесли через всю свою жизнь. Находясь уже в Индии, в долине Кулу, Елена Ивановна, несмотря на огромную занятость, находила время для музыки. Секретарь Рерихов В. Шибаев вспоминал: «Елена Ивановна прекрасно знала ценность времени. Вставая с восходом солнца в пять часов утра, она плотно работала над рукописями до позднего вечера, разрешая себе только краткие перерывы на слушание пластинок классической музыки». Известно, что вечерами, после трудового дня семья Рерихов собиралась вместе. Они делились своими размышлениями и наблюдениями, обсуждали результаты дня, затрагивали вопросы философского и духовного содержания, а также слушали музыку. Предпочтения в музыке отдавались произведениям героического характера, как в симфонии №3 Л.В. Бетховена, торжественности духа - в музыке Р. Вагнера.

Можно сказать, что именно любовь к музыке, воспитанная в юности и развитая до высокого уровня музыкального исполнительства, в дальнейшем помогло Елене Ивановне выйти на осознанное восприятие пространственных токов, космических лучей и, работая с ними одновременно, претворять полученную информацию в единую стройную систему в земной сфере Бытия, нашедшей отражение в ее духовном наследии.

Елена Ивановна понимала особую важность музыкального воспитания и значение музыки для будущего развития человечества. Работая над составлением книг Живой Этики и отвечая своим корреспондентам, она обращает внимание на многие положения Учения, в которых раскрывается значение музыки в наступающую эпоху. Живая Этика, книга АУМ: «Можно получить показательные воздействия музыки, при этом замечайте и расстояние, и самые музыкальные гармонии. <...> Можно заметить воздействие музыки на настроение человека, но это будет общим местом. Конечно, предполагается, что веселая музыка сообщает радость, а печальная горе, но таких выводов недостаточно. Можно проверить, какая гармония наиболее близка психической энергии человека? Какая симфония может наиболее мощно влиять на успокоение или на вдохновение людей? Нужно испытывать различные музыкальные произведения. Само качество гармонизации даст лучшие указания о путях звука и жизни человека».

В лекции также были рассмотрены и другие аспекты музыки, не только как жанра искусства, но и возможность через музыку изучать космологические вопросы, связанные с космической эволюцией человечества на планете.