Архив новостей отделения

25.03.2021

Лекция «Культура как планетарное явление в библиотеке им. К.А.Тимирязева, г. Санкт-Петербург


25 марта 2021 года в библиотеке им. К.А.Тимирязева (ул. Шкапина, д. 6) состоялась лекция «Культура как планетарное явление. Ее роль в эволюции человечества», которую прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.

В лекции была освещена идея выдающегося русского мыслителя, ученого, путешественника, международного общественного деятеля Н.К.Рериха о приоритете культуры и духовно-нравственных ценностей для развития человеческого общества.

Осмысливая понятие культуры, Н.К.Рерих четко разделял его с понятием цивилизации и подчеркивал, что смешение этих двух понятий, их отождествление не безобидно, т.к. приводит к умалению культуры и возникновению крупнейших кризисов в истории стран и народов.

На исторических примерах было обосновано утверждение Н.К.Рериха о том, что высокий уровень культуры всегда рождал высокоразвитую цивилизацию (блестящие эпохи правления Перикла в Древней Греции (494-429 до н.э.), Акбара Великого в Индии (1542-1605), деятельность Сергия Радонежского на Руси (1314-1392). Отход от культуры, отвращение от Прекрасного, утрата высоких идеалов и принципов были причиной падения и гибели цивилизаций.

Приведенные исторические примеры показывают, что во взаимодействии культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать культуре, которая одухотворяет цивилизацию и избавляет ее от многих искажений, ей свойственных. «Культура и достижение государств строились красотою», - пишет Н.К.Рерих в очерке «Культура».

Также были проведены параллели между идеями Н.К.Рериха о приоритете культуры над цивилизацией и схожими воззрениями русских и зарубежных мыслителей XIX-XX-XXI веков.

Представления, созвучные идеям Н.К.Рериха о первичности культуры по отношению к другим сферам социального бытия, об утверждении роли духовно-нравственных ценностей как основы перемен в истории культуры и цивилизации, высказывались в той или иной форме многими русскими и западными мыслителями конца XIX - первой половины XX века, несмотря на то, что не все из них разделяли понятия «культура» и «цивилизация», и не все их представления и оценки совпадали.

Особенно близкие к концепции культуры Н.К.Рериха идеи высказывали русские мыслители, среди которых Н.А.Бердяев (1874-1948), П.А.Флоренский (1882-1937) , С.Н.Булгаков (1871-1944), И.А.Ильин (1882-1954), С.Л.Франк (1877-1950), В.И.Вернадский (1863-1945), П.А.Сорокин (1889-1968), Г.П.Федотов (1886-1951) и др.

Многие западные мыслители конца XIX - первой половины XX века, осмысливая европейский кризис, размышляя о путях его преодоления, при всем различии их концепций, также приходили к утверждению основополагающей роли культуры, духовно-нравственных оснований для дальнейшего развития человека и общества, в их трудах тоже можно найти представления, созвучные идеям Н.К.Рериха. Это такие мыслители как Освальд Шпенглер (1880-1936), Арнольд Тойнби (1889-1975), Эдмунд Гуссерль (1859–1938), Эмманюэль Мунье (1905–1950), Альберт Швейцер (1875-1965), Альфред Вебер (1868-1958), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) и др.

В лекции было отмечено, что характерной особенностью конца XX - начала XXI века является то, что идеи, заложенные в концепции культуры Н.К.Рериха, все шире входят в научный оборот, и в этом большая заслуга академика Л.В.Шапошниковой, которая глубоко и всесторонне исследовала и развила идеи Н.К.Рериха, и заслуга ее учеников, представителей научной школы рериховедения, которую она создала. В своих работах они демонстрируют качественно новый взгляд на культуру, а также целостный и всеобъемлющий подход к ее изучению, который может осуществляться лишь при  включении  явления  культуры в единую  эволюционную систему «Космос – планета – человек».

Лектором также была затронута тема «Разрушение культуры есть разрушение основ государственности и самоидентификации народа»; в этой связи было отмечено, что одним из трагических признаков нашего времени становится намеренное уничтожение памятников культуры в ходе вооруженных конфликтов и в мирное время. Для самоидентификации человеку крайне важно ощущать свою общность с предшествующими поколениями, знать свои корни, гордится своей историей и культурой, находить в них опору.

Стирая с лица земли памятники культуры, те, кто развязывают войны, посягают на достоинство народов, их ценности и идеалы, определяющие силу нации, ее способность выдерживать исторические испытания и развиваться. Как следствие, происходит разрушение основ государственности в тех или иных странах и утрата самоидентификации проживающих там народов.

Сегодняшняя стадия глобального кризиса связана с разрушением вертикали ценностей, утратой духовной опоры, полным расхождением цивилизации и культуры, о которых пишет Н.К.Рерих и другие выдающиеся мыслители ХХ и ХХI вв. Они оставляют за культурой приоритетную роль во всех областях человеческой деятельности, подчеркивают особую важность понимания ее роли как основы перемен в истории культуры и цивилизации, как основы космической эволюции человечества.

Именно защите истинных сокровищ человечества был посвящен Пакт Рериха. Николай Константинович много раз писал, что «никакие Указы не создадут Культуру и не защитят её, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение её есть всенародная обязанность». Для того чтобы язык Культуры стал всеобщим,  необходимо объединение и сотрудничество всех народов.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов