Архив новостей отделения

24.10.2019

Цикл лекций в Центральной районной библиотеке им.А.П.Чехова: ««Знамена Востока». Серия картин Николая Рериха». Лекция вторая: «Нагарджуна. Картина Н.К. Рериха «Нагарджуна – Победитель Змия». 1925».



24.10.2019 года в Центральной районной библиотеке им..А.П.Чехова, г. Санкт-Петербург, в Цикле ««Знамена Востока». Серия картин Николая Рериха» состоялась вторая лекция: «Нагарджуна. Картина Н.К. Рериха «Нагарджуна – Победитель Змия». 1925». Лекцию с презентацией слушателям провела сотрудник СПб отделения МЦР Царева Мальвина Валерьевна.  Выступая перед слушателями, лектор отметил, что через все творчество великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха проходит тема Учителя и Наставника. Учителями человечества называл он мудрецов, подвижников и святых, чья жизнь была уроком мужества, благородства и сострадания к ближнему. «Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости» - утверждал Рерих.

В галерею образов Учителей Востока, созданных Николаем Константиновичем Рерихом,  входит образ  великого индийского философа древности Нагарджуны - просветителя, реформатора  и комментатора  буддизма,   основоположника великой философской школы буддизма Махаяны.  Ему посвятил Рерих одно из уникальных своих полотен -   картину  «Нагарджуна – Победитель Змия» (1925), которая входит в серию картин художника «Знамена Востока».

Создание серии относится к начальному периоду Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, на маршруте которой художником было создано более 500 полотен, этюдов и рисунков. Он начал писать эти полотна в 1924 г. в Дарджилинге, в  небольшом княжестве Сикким, расположенном между Непалом и Тибетом в предгорьях Восточных Гималаев. Здесь Рерих впервые столкнулся с преданиями о  древних загадочных нагах, над  головами которых поднимались змеиные капюшоны. С нагами были связаны и мифические предания о горе Канченджанге в Сиккиме,  о всемирном потопе и заповедной стране Шамбале. В разговорах с Рерихом Ламы Сиккима рассказывали о Великих  духовных Учителях – Махатмах, обитающих в заповедной стране.

Индийские предания полны записей о нагах, этих  таинственных созданиях. Наги, по индийской мифологии, -  полубожественные змееподобные существа, обладающие  глубокой мудростью. Считалось, что Учение, кото­рое Будда проповедовал при жизни, было понято только богами, бодхисаттвами  и нагами. Именно наги сохраняли  священные знания  в своих подводных  дворцах. В экспедиционном дневнике Н.К. Рерих  писал: «...Сильные духом отдельные Учителя искренне пытались снова явить прекрасный лик учения». Таков был «Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юм-цзо мудрость из бесед с Нагом - “змеиным царем”».

Личность Нагарджуны, как его жизнь и биография,  овеяна легендами, за которыми стояла  реальность. Уже при жизни великий мыслитель был признан Буддой. Поэтому  в тибетском буддийском искусстве, в скульптуре и живописи, Нагарджуна традиционно изображается в образе  Будды. Легенды гласят, что через 400 лет после того, как ушёл Будда Шакьямуни, на юге Индии, в стране Видарбха,  родился мальчик, наделенный удивительными способностями: еще в детстве он изучил четыре Веды, каждая из которых имела  40 тысяч строф.  Он получил образование в крупнейшем университете Индии  Наланде и  в свои 20 лет уже был широко известен, изучив все светские науки.

Дальнейшее образование  Нагарджуны связано с пребыванием в Кашмире, который в древности называли страной нагов. Исследователь творчества Рерихов  Людмила Васильевна Шапошникова, пройдя путями Центрально-Азиатской  экспедиции, много времени и сил посвятила исследованию  понятия нага и культа нагов, возникшего в Индии  с  древнейших времен. Она отмечает, что знакомство Нагарджуны с нагами, как утверждают легенды, состоялось еще в Наланде и приводит легенду о встрече Нагарджуны с Великим нагом. Эта легенда описана в главе «Земля риши» книги Людмилы Васильевны Шапошниковой «Мастер».

В буддийской традиции говорится, что Нагарджуна получил в дар от Великого Нага  Сутру Сердца Праджняпарамиту, которую называют Учением  Запредельной мудрости. Сутра Сердца и философские тексты Нагарджуны легли в основу учения буддизма Махаяны. «Махаяна и Хинаяна — две основные школы буддизма. – Пишет Е.И.Рерих. - Дословный перевод — «Большая Колесница» и «Малая Колесница». <…>. Махаяна получила начало свое в Западной Индии в третьем веке до Рождества Христова, основателем ее был великий учитель Нагарджуна. Главное отличие ее от Хинаяны в том, что кроме Готамы Будды она признает Иерархию Света, возглавляемую многими Буддами и Бодхисаттвами и Тарами».

 Раскрывая значение  древнего мифологического символа нага Людмила Васильевна Шапошникова пишет: «В течение многих веков в Индии формировался сложный  и  своеобразный культ Нага или змия». «Змеиный капюшон, вознесенный  над головой богов, культурных героев, мудрецов, древних богинь, над Буддой и его последователями  есть особый знак победы духа над плотной материей, символ преображения, признак расширенного сознания, мудрости и владения высокими знаниями».
Особенно яркие свидетельства этого культа исследователь обнаружил в районах, расположенных  у подножия  и на склонах Великого Гималайского хребта. Это земли Кашмира и долина Кулу, древняя Кулута. Николай Константинович  умел за легендой и мифом увидеть реальность. Великие мудрецы-Риши, Великие души - Махатмы, духовные Учителя возникают  на его полотнах за красочными волшебными рассказами о долине Кулу. Ей он посвятил не одну свою картину. Это такие полотна как «Весна в Кулу. Кришна» (1929), «Гуга Чохан» (1931), картины серии «Кулута» (19 полотен 1936 – 1945 гг).

Предания повествуют, что озеро, где Нагарджуна  получил сокровенные знания от Великого Нага, называлось Юм-Цзо, «Бирюзовое озеро», о чем Николай Константинович записал в своем дневнике. Оно расположено на высоте около четырех с половиной тысяч  метров  между древней столицей Тибета Шигадзе и Лхасой, вблизи великой индийской реки Брамапутры. "Здесь родилась мудрая Ригведа,  - пишет художник,  - здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы,... Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой».

Картина «Нагарджуна - Победитель Змия» написана в лилово-фиолетовых тонах. Все произведение пронизано символикой, за которой скрыты легенды и мифы, связанные   с великим мыслителем и культом нагов.  Полотно отличает композиционная ясность, гармония ярких и глубоких тонов, духовное величие образа Учителя. В тибетской живописи озеро является важным атрибутом и символизирует глубинную мудрость, постигаемую интуитивно и целостно.

В левом нижнем углу на  картине можно рассмотреть знаки, изображенные на наклонной каменной плите,  похожие на древние  письмена. Исследования показали, что  рисунки на скалах озера Великого Нага, с точностью воспроизведенные Рерихом, имеют аналог в предгорьях Алтая, в гроте древнего астрономического комплекса Ак-Баур, и  представляют собой древний Зодиак. Возможно, перед нами  зримое подтверждение связи народов Алтая и Гималаев, вопрос, который требует дальнейшего тщательного исследования.

Мифологические образы Великого Нага, Брахмы,  изображений древних Зодиакальных созвездий в картине передают извечную идею бесконечности времени, цикличности жизни и смерти, идею накопления мудрости бесчисленными поколениями. Мифологическая символика в виде змеиного капюшона  указывала на  Великого Учителя и обозначала возможность овладения  человеком   Мудростью, сокровенным Знанием и высоким Творчеством.

Лекция сопровождалась презентацией, которая представляла насыщенный видеоряд, содержащий карты Центрально-Азиатской  экспедиции Рерихов, картины Н.К. Рериха, древние и современные буддийские тангки (буддийскую живопись), посвященные философу Нагарджуне,  современные фотографии мест жизни и деятельности великого философа и Будды Шакьямуни.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов