Архив новостей отделения

28.01.2018

Памятные даты: Владимир Сергеевич Соловьев – русский мыслитель и философ, поэт и публицист, литературный критик, почетный академик Императорской Академии наук.


«Соловьев, «неразгаданный и двоящийся», был первым из отряда святых странствующих Рыцарей, которым суждено было хранить Планету и всех, кто населял ее в разломный и катастрофический ХХ век. Ни личность Соловьева, ни значение его трудов и наследия в целом не могут быть нами правильно поняты, если мы не учтем его святости, его связи с Высшим инобытием, не осознаем всей тяготы его существования в этом мире плотной материи. Его поэзия и философия наполнены ощущениями и мыслями этого «двоемирия» в той степени, в какой еще никому не удавалось до него». Л.В.Шапошникова. Тернистый путь Красоты. Явление Странствующего Рыцаря.

Владимир Сергеевич Соловьёв 
( 28 января 1853 — 13 августа 1900) 

Владимир Сергеевич Соловьев - гениальный русский мыслитель и философ, поэт и публицист, литературный критик, почётный академик Императорской Академии наук. Он стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века и оказал влияние на философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и многих других выдающихся деятелей XIX - ХХ вв. 

Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 января 1853 г. в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева, автора многотомного труда «История России с древнейших времен». Со стороны матери он имел в числе своих предков замечательного мыслителя XVIII в. Григория Саввича Сковороду. 

Необычайно одаренная натура Владимира Соловьева и его страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. Мечты о монашестве и страданиях за веру сменились впоследствии глубоким погружением в изучение философии. 

Среднее образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г. и окончил с золотой медалью. После окончания гимназии в 1869 году он поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение. Окончив университет в 1873 г., он был оставлен при кафедре философии для приготовления к званию профессора. В этом же году молодой философ в Сергиевом Посаде в течение года слушал лекции в Духовной академии. 

В 1874 году в Санкт-Петербурге Вл. Соловьёв блестяще защищает магистерскую диссертацию по теме «Кризис западной философии», после чего он читает лекции в Московском Университете, а также на Высших женских курсах. В 1875 году он отправляется в командировку в Лондон для работы в Британском музее «с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии , а также посещает Египет, что имело впоследствии большое значение для его духовного пути. 

С 1877 года Владимир Соловьев преподает в Санкт-Петербургском Университете, где через три года защищает докторскую диссертацию. А в 1878 году состоялись его знаменитые лекции «Чтения о богочеловечестве» (1877 — 1881), на которые стекался весь образованный Петербург. 

На этот же период приходится знакомство и дружба его с Ф.М. Достоевским, известно, что летом 1878 года они совершили совместную поездку в Оптину Пустынь. Беседы с юным философом нашли отражение в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы». 

В 1881 г. преподавательская деятельность Вл. Соловьева навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 г., в которой он призывал помиловать убийц Александра II. «С этого момента, - пишет русский писатель А.В.Иванов – для Соловьева закончилась не только преподавательская деятельность, но и вообще то, что ценит большинство людей – карьера и упорядоченное существование. Хотя он активно участвовал в научной и общественной жизни: писал статьи и книги, выступал с докладами, был редактором философского отдела в большом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, поддерживал связи с множеством известных деятелей того времени, имел много друзей, но он никогда не смог, что называется, «устроиться в жизни». Он был совершенно равнодушен к этому; у него не было ни семьи, ни дома, ни постоянного места работы. 

В 1882 году Вл.Соловьев пишет книгу «Духовные основы жизни». Он пишет о вере, любви, посте – просто и ясно, на том самом языке, на котором он писал свои кристально ясные философские книги, свою публицистику. Священник А. Мень писал об этом: «Как говорили многие современники, иные люди (а их было немало) начинали свое знакомство с традицией Святых Отцов, с писаниями Святых Отцов именно с книги Владимира Соловьева «Духовные основы жизни». 

С 1889 г. Вл.Соловьев занят преимущественно проблемами этики и эстетики. Его фундаментальные философские труды, такие как «Духовные основы жизни», «Оправдание добра», «Смысл любви» оказали сильнейшее влияние на образованную и творческую Россию и поставили его в ряд самых выдающихся мыслителей страны. Знаток многих языков, глубочайший философ и талантливый поэт, положивший начало целому направлению символизма, он, однако, оставался официально непризнанным, что в России случалось довольно часто. 

В 1891 году Владимир Соловьев выступает в Психологическом обществе с лекцией «Об упадке средневекового миросозерцания». Доклад вызывает бурную реакцию. Острые вопросы о христианстве, поставленные Соловьевым, взбудоражили церковнослужителей. Цензура не пропускает в печать его книги, и он вынужден издавать свои труды за границей. 

Вл. Соловьев много путешествовал по Европе и городам России, что не прерывало его творческой деятельности. С годами путешествия перестали благотворно действовать на философа, жизнь и люди становились все более чуждыми и враждебными. К концу 1890-х годов здоровье ухудшилось. 

Летом 1900 г. Вл. Соловьев приезжает в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее кн. Петру Николаевичу Трубецкому, где жили его друзья, Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Врачи нашли полнейшее истощение и упадок сил. 31 июля 1900 г. Владимир Сергеевич Соловьев уходит из жизни. Он прожил всего 47 лет, но этого хватило, чтобы оставить неизгладимый след в русской мысли и истории. 

Эволюция философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области теософии, основными работами являются “Чтения о Богочеловечестве” (1877 — 1881), “Религиозные основы жизни”(1882 — 1884). Во втором периоде (примерно до 1890 г.) Соловьев исследует проблему создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни - “История и будущность теократии” (1885 — 1887), “Россия и Вселенская церковь” (1889). Третий период — исследование проблем теургии, связанных с духовным искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, должно творить новую жизнь. Основные работы периода — “Смысл любви” (1892 — 1894), “Оправдание добра” (1895). Необходимо отметить, что на протяжении всего творчества Соловьева одно из центральных мест для него всегда занимала проблема Софии – философского понятия «вечной женственности». 

Учение Вл. Соловьева о космическом женском начале было связано с его представлением о грядущем преображении человека через Красоту, через творчество – в новом, высоко духовном понимании его сути. Философ говорит об искусстве как о «теургии», т.е. о со-творчестве Человека и Бога, в процессе которого достигается «всеединство». 

Не понятый большинством своих современников, подвергнутый хуле и преданный забвению в послереволюционные времена, Вл. Соловьев и по сей день для многих остается загадочной личностью.

«Кому случалось хоть раз в жизни видеть <...> Владимира Сергеевича Соловьева – тот навсегда сохранял о нем впечатление человека, совершенно непохожего на обыкновенных смертных. Уже в его наружности, в особенности в выражении его больших прекрасных глаз, поражало единственное в своем роде сочетание немощи и силы, физической беспомощности и духовной глубины» (Е.Н.Трубецкой).


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов