Архив новостей отделения

28.11.2017

Лекторий СПб отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Третья лекция: «Космологические идеи Пифагора Самосского»


Фоторепортаж

24 ноября 2017 года в библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась третья лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в сезоне 2017-2018 гг.. Лекцию на тему «Космологические идеи Пифагора Самосского» прочитал Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.

Имя выдающегося древнегреческого философа, математика, создателя философской школы Пифагора широко известно, его идеи волнуют и вдохновляют исследователей уже свыше двух с половиной тысяч лет.

Он был властителем дум, философом, которого по силе духа и силе воздействия сравнивают с его великими современниками: Конфуцием, Буддой и Заратустрой…

Пифагор направил людей по пути торжества Разума. Он воспитал веру в могущество знания, убежденность в познаваемости природы, уверенность в том, что ключом к тайнам мироздания является математика. В основе вещей лежит число, - учил Пифагор, - познать мир – значит познать управляющие им числа.

Он - первый в обозримой истории - стал создателем научно-философской школы, ставшей союзом Истины, Красоты и Гармонии.

Наиболее существенный вклад Пифагора и его школы связан с развитием двух важнейших областей духовной культуры: философии и науки.

Современные исследователи считают Пифагора выдающимся античным космологом и математиком, т.к. его учение способствовало развитию арифметики, геометрии, теории музыки, акустики, физики, математики, географии, астрономии, космологии…

Введение термина «философ» и «философия» приписывается именно Пифагору, который называл себя не мудрецом, а «тем, кто любит мудрость» и внес важный вклад в прогресс философского познания и формирования философии как научной системы познания.

Все, что связано с Пифагором и его учением, носит возвышенный характер, и это чувствуется даже при первых соприкосновениях с жизнеописанием великого мыслителя античности, и при изучении изложения его идей последователями. Лектор познакомил слушателей с дошедшей до нашего времени биографией Пифагора, осветил источники этих знаний.

Основными источниками по изучению жизни и учения Пифагора сегодня могут являться сочинения: философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «О Жизни Пифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор».

Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нем и его учении основываются на трудах его последователей.

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого ученого, посвященного во все таинства греков. Так Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Жизненный путь Пифагора позволяет в очередной раз убедиться – сложна и прекрасна судьба Вестника космической эволюции.

Пифагор родился в Сидоне Финикийском, примерно в 570 до н.э., и с ранних лет он обнаружил необыкновенную одаренность. По словам античных авторов, Пифагор имел встречи чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи -  греками, персами, халдеями, египтянами, и впитал в себя все накопленное человечеством знание. Согласно Ямвлиху, Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных частях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увел в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 526 до н.э. В Вавилоне Пифагор пробыл еще 12 лет, общаясь с мудрецами и магами, пока наконец не смог вернуться на о. Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком. У Ямвлиха мы находим: «Его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на о. Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав все это, отойдя от общественных дел, уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей». Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашел много последователей. Их привлекала не только космологическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. 

История создания, существования и развития, особенности организации и правила жизни Пифагорейского союза – все это вопросы, вызывающие большой интерес аудитории.  Согласно Ямвлиху, Пифагор возглавлял пифагорейский союз тридцать девять лет. Среди своих последователей Пифагор сам выделял в особую группу пифагорейцев (настоящих последователей), других же называл пифагористами — которые проявляют внешнее рвение. Являясь основателем пифагорейского общества, Пифагор ставил перед собой цели донести знания большинству жителей, а также установлению гражданского общества, в основе которых были законы Космоса и Гармонии (из-за чего пифагорейцев преследовали, вплоть до физического уничтожения в Кротоне).

Значительная часть доклада Э.А.Томша была посвящена изложению научных взглядов Пифагора и его последователей. Учитывая то обстоятельство, что пифагорейцы придали теоретико-математический характер своей астрономии и акустике — учению о музыкальных интервалах и их соотношениях, многие исследователи полагают, что к Пифагору восходит знаменитый quadrium: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, не только положенный Платоном в основу классификации частных наук, но и составивший в эпоху средневековья один из основных элементов средневековой науки и образования.

Были озвучены знаменитые идеи великого мыслителя античности: Теорема Пифагора (одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии), Пифагоров строй, Нумерология Пифагора. 

Пифагоров строй — музыкальный строй, теорию которого связывают с пифагорейской школой гармоники. Со времён поздней Античности видные теоретики музыки: Никомах, Ямвлих, Боэций и другие, приписывали его непосредственно Пифагору. Абстрактно-математическое представление о пифагоровом строе (как квинтовой цепи) сложилось в эпоху западноевропейского Барокко. 

Нумерология Пифагора. «Все располагается согласно числам», - говорил Пифагор. Основные положения сегодняшнего варианта западной нумерологии были разработаны Пифагором в VI в. до н.э., который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека.

Особое внимание на лекции было уделено космологическим идеям Пифагора. Универсальный принцип Пифагора и всей пифагорейской философии «число есть сущность всех вещей» был достаточно последовательно применен к разрешению космогонической и космологической проблем. Грандиозность мысли пифагорейцев о том, что в основе устройства Вселенной лежит некий определенный числовой закон, который они стремились открыть, побудила в дальнейшем Кеплера теоретически осмыслить новейшие астрономические данные своей эпохи (и, прежде всего результаты наблюдений Тихо де Браге) и сформулировать законы обращения планет вокруг Солнца. Все небесные явления (а с ними и явления земной жизни) управляются «числом», т. е. математическим законом и повторяются в определенные сроки.

Выступление лектора сопровождалась красочной презентацией и видео-материалами.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов